понедельник, 13 января 2014 г.

Техники вышивания. Часть 10: барджелло

Барджелло - это счетная вышивка выполненная повторяющимися в определенной последовательности вертикальными плотно прилегающими друг к другу плоскими стежками, длина и цвет которых изменяется в зависимости от заданного геометрического узора. Разновидность вышивки барджелло, рисунок которой состоит из рядов остроконечных или плавных зигзагов, напоминающих языки пламени, получила также название - "фиамма" (итал. Ricamo punto fiamma (Fiamma)  англ. Flame stitch). Вышивка выполняется на плотной счетной ткани любым типом ниток от шерсти до шелка (наиболее распространенной считается вышивка шерстью) и полностью покрывает основу, создавая эффект тканого полотна.
Немного истории:
Зигзагообразная вышивка XIII века.
Германия. 

Поскольку точное место и время появления этой вышивки доподлинно не известно, существует несколько версий ее происхождения. Каждая из них может считаться вполне вероятной, но самая распространенная - это легенда о том, как в незапамятные времена во Флоренцию (Италия) прибыла венгерская принцесса Елизавета, ставшая женой одного из наследников могущественного клана Медичи. Она то и познакомила флорентиек с диковиной техникой...
 Скажу честно, я пересмотрела массу источников и нигде не нашла сведений о том, что кто-либо из Медичи женился на венгерке. А все потому, что речь идет о святой Елизавете Венгерской (1207-1231), которая вовсе не выходила замуж за Медичи, но за свою жизнь совершила несколько путешествий, и в том числе побывала в Перуджи и Ассизи (Умбрия, Италия).
Ирландский стежок
Именно она могла познакомить итальянок с зигзагообразной вышивкой, которая в это время была очень популярна в Богемии (сейчас Чехия). Попав благодаря Елизавете Венгерской в Италию, эта техника получила ее имя и стала называться Punto unghero ("венгерский стежок"). Это название до сих пор употребляется в Италии наравне с "барджелло", появившимся гораздо позже по технической необходимости.
Дело в том, что при проведенной англичанами систематизации вышивальных стежков, "венгерским стежком" была названа другая техника, и чтобы не было путаницы, за вышивкой из Флоренции необходимо было закрепить другое название. Тут-то и пригодилось звучное имя флорентийского музея "Барджелло" (museo Nazionale del Bardgello), в котором были выставлены стулья, обитые вышивкой в стиле Punto unghero ("стулья XVII века со спинками и сиденьями вышитыми Punto unghero"). С тех самых пор Punto unghero ("венгерский стежок") и Il Ricamo (Lavoro, Punto) Fiorentino ("флорентийская вышивка") в англоязычных источниках стали называться барджелло
Справедливости ради, следует сказать, что подобная техника вышивания развивалась в средние века не только в Чехии и Италии, так как относительно несложная работа позволяла создавать прочные износостойкие предметы домашнего или церковного убранства. По некоторым источникам этим рукоделием, например, владела и другая венгерская принцесса - Ядвига, вышедшая замуж за польского короля Владислава II Ягелло.  А в двух домах-музеях Англии ("Parham House" и "Chastleton House") хранятся многочисленные предметы, выполненные в стиле Flame Stitch ориентировочно с 1560 по 1585 год.
Во Франции изделия с вышивкой Flame Stitch начали производить в начале XVII века в знаменитых текстильных центрах Эльбеф и Руан, где этот стежок был известен как "бергамо" (Bergamo, Италия).  В том же веке зигзагообразная вышивка стала очень популярна в Амстердаме, а ирландцы и вовсе думали, что это их изобретение и назвали технику Irish Stitch ("ирландский стежок"). В XVIII веке в моду вошли мужские кошельки в стиле барджело. Чтобы продемонстрировать свои таланты, их вышивали своим женихам девушки из высшего света. Несколько образцов такой вышивки, созданных руками австрийской императрицы Марии-Терезии до сих пор экспонируются в венском музее.
Мотив обивки знаменитых стульев из музея Барджелло
Что касается Италии, то вполне вероятно, что техника Fiamma появилась здесь как подражание рисункам колоритных тканей привозимых с Востока. Особенную популярность она завоевала в законодателе средневековых мод славном городе Флоренция, где передаваясь из поколения в поколение, Lavoro Fiorentino постепенно превратилось в одну из главных городских достопримечательностей.
Предметы вышитые в этом стиле производились в небольших семейных мастерских. Традиционно это была обивка для мягкой мебели, подушки и покрывала выполненные геометрическим рисунком "зиг-заг" или ромбами с использованием тонких шерстяных ниток.
Главную роль в создании вышивки барджелло играл выбор цветов, комбинация которых могла создавать различные визуальные эффекты - глубину, объем, градиент (растяжка цветов от темного с светлому и наоборот), контраст, монохром и т.п.
Этой же цели служил тщательный подбор длины стежков (первоначально все стежки были одной длины, но со временем это стало не обязательным) и определение последовательности их чередования в каждом горизонтальном ряду.
Несмотря на то, что вышивке барджелло уже около семи веков, ее основополагающие принципы остались практически неизменными, если не считать новшества от Dorothy Kaestner (1972), которая, поэкспериментировав с зеркалом, придала барджелло эффект калейдоскопа, предложив вышивку в "четырех направления" (книга "Four Way Bargello", 1972). В этой технике холст делится по диагонали на 4 части и мотив выполняется в двух горизонтальных и двух вертикальных направлениях. Позднее эта техника была доработана до 8 направлений (горизонтальные, вертикальные и диагональные стежки, книгa "8-way Bargello" от Kenneth J. Goelzer и дизайны "Ice Cristall", "Kaleydoscope", "Tulip Fantasy" от Susan Kerndt) и 12 направлений (по типу часов "Round the clock" Kenneth J. Goelzer).


Техника: 

В классической версии барджелло используется прямой вертикальный стежок, который выполняется сверху-вниз, слева-направо через 4 нити канвы. Однако, современная вышивка не лимитирует длину стежка, которая также как ширина и количество ступеней задается в первом ряду (все последующие ряды идентичны первому).

Узоры барджелло образуются за счет вертикального ступенчатого смещения (если это классический Flame stitch, то рисунок складывается из симметричных или ассиметричных подъемов и спусков, образуя "языки пламени" - чем круче смещение, тем острее "пламя". При небольшом смещении, образуются плавные линии).

Работа с "4 way Bargello"

Мотивы узоров барджелло:



Базовые мотивы 
были описаны в книге 1967 года "Bargello Florentine Canvas Work" от Elsa S. Williams: 

"Пламя" ("Зиг-Заг") 
  

"Ромб" ("Алмаз")

"Ленты" 

"Медальон"  
  
Другие мотивы:

"Плетение"

"Флорентийская вышивка"  

"Встречные силуэты"

"Северное сияние"

"Зеркальный"
 

"Кафедральный"

"Пламя свечи"

"Сердца и алмазы"
 

"Сердечки"

"Шеврон"
 

"Кольчуга"

"Пчелиные соты" 

"Павлиний глаз"

"Традиционные мотивы" 

"Винтаж"
  
"Гранат"
   
"Гвоздика"


"Арка"

"Морской гребешок"

Много других великолепных дизайнов здесь 

Галерея 
 
Эффект градиент
 













http://nyusha-nos.blogspot.com/


Великолепные образцы вышивки барджелло здесь
Коллекция схем барджелло здесь
Коллекция старинных схем здесь
  
P.S. Лет 20 тому назад я тоже вышила красивую подушку, даже не подозревая, что это барджелло. К сожалению, она не сохранилась... придется вышивать опять!

Некоторые источники:
http://www.apartmenttherapy.com/design-glossary-flame-stitchre-153904
http://www.parhaminsussex.co.uk/the-house/collections.html
http://www.prodottitipicitoscani.it/punto-ricamo/punto-fiamma-bargello-storia  
http://www.thefullwiki.org/Bargello_(needlework)
http://www.bargelloarts.com/?page=31
http://www.needlework-tips-and-techniques.com/bargello.html
http://bargelloneedlepoint.com/about/
http://honeybunny.at.ua/publ/prostota_i_krasota_bardzhello/1-1-0-28
http://bargello.org/bargtrad.html

Другие техники вышивания
Часть 1:   Крест, гобелен
Часть 5:   Petit Point 
Часть 3:   Гладь
Часть 4:   Вышивка "шиша"
Часть 2:   Трапунто
Часть 6:   Вышивка лентами
Часть 7:   Словарь стежков
Часть 8:   Вышивка "ассизи"
Часть 9:   Вышивка квакеров
Часть 11: Punto de'Medici

14 комментариев:

  1. Великолепно !!!!!! Спасибо!!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ирина, просто великолепная подборка!

    ОтветитьУдалить
  3. Рада, что понравилось! Приятно писать, когда есть отклик!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Это очень, очень интересно! Просто хочется пробовать все и сразу.

    ОтветитьУдалить
  5. Это точно! Но из-за того, что работа над блогом занимает много времени, я все чаще только хочу, но ничего не успеваю делать!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Подскажите, какую канву брать для такой вышивки и какие нитки брать? Подборка отличная!

    ОтветитьУдалить
  7. Вы можете использовать любую счетную канву и любым типом ниток. Все зависит от того, что Вы хотите получить. Если будете вышивать шелком, то и канву нужно брать мелкую и тонкую, а если шерстью - то канву крупную и плотную. Я, в свое время, вышивала шерстью на бортовке. Все зависит от Вашего желания.

    ОтветитьУдалить
  8. Красота и отличный пинок для вдохновения. Ирина, огромное Вам спасибо.

    ОтветитьУдалить
  9. Ирина, попала к вам по ссылке, привлекла вся эта красота! Спасибо за прекрасный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добро пожаловать в мой блог! Надеюсь Вы найдете здесь еще много интересного!

      Удалить
  10. Ирина, спасибо за интересный обзор! настоящий праздник для глаз!)) попала по ссылке случайно - не смогла оторваться. Я и не знала, что в вышивке есть такие сложные техники и такая визуальная красота! отдельный респект за информативность и хорошее изложение материала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, что Вам понравилось и что узнали что-то новое! У меня в блоге много всего интересного, надеюсь, Вам понравится!!!

      Удалить
  11. Присоединяюсь ко всем восторгам предыдущих комментаторов, от узоров просто глаз не оторвать - от восхищения надо переходить к делу - вышивать, спасибо!!!

    ОтветитьУдалить