суббота, 18 января 2014 г.

Техники вышивания. Часть11: Punto Caterina de'Medici или Punto Madama

Ricamo Punto Caterina de'Medici (итал. «стежок Екатерины Медичи») или Punto Madama (итал. «стежок мадам») –  итальянская вышивка, появившаяся в первой половине XVI века и дошедшая до нас в своем первозданном виде.
Немного истории:
Как следует из названия, эта вышивка носит имя незаурядной женщины – легендарной французской королевы Екатерины из рода Медичи, которая родилась во Флоренции в 1519 году. Рано оставшись сиротой, Екатерина воспитывалась в семье своей тети Клариче Строцци, а затем в одном из римских монастырей. Поскольку наиболее распространенным занятием для благородных дам средневековья было рукоделие, юная Екатерина, получившая сугубо девичье образование, также была обучена всевозможному шитью, и в том числе модной на тот момент вышивке «punto filza» (шов вперед иголку).
Этот вид вышивки был завезен арабами в Испанию и Сицилию, и, благодаря своей простоте, быстро распространился по всей Европе, дав начало другим более сложным швам. В Англии времен Елизаветы I (1533-1603) он трансформировался в шов «гольбейн» (двойной шов вперед иголку, названный в честь художника Гольбейна), который первоначально выполнялся только черными нитками, откуда и получил название «blackwork» (англ. «черная работа»), а в Италии превратился в «витую веревочку», получившую название стежок Екатерины Медичи.
Выйдя в 14 лет (1533) замуж за будущего короля Франции Генриха II, Екатерина привезла с собой во Францию богатое приданое и целую армию искусных флорентийских поваров, музыкантов, художников и вышивальщиц. 
С появлением этой флорентийки жизнь Двора преобразилась (читайте здесь), и многие новинки, вошедшие в моду в этот период стали носить ее имя. Тоже произошло и с диковиной итальянской вышивкой, которой были богато украшены привезенные Екатериной шторы, подушки, скатерти, постельное белье и предметы верхней одежды. Это белое шитье стали называть именем молодой королевы - Punto Caterina de’Medici или просто Punto Madama (итал. «мадам»; так Екатерину называли при Дворе)Справедливости ради, следует сказать, что Екатерина не только привезла эту вышивку во Францию, но и прославилась искусством ее выполнения на античной итальянской ткани «Buratto» и «Bissone» (уже не производятся)
Некоторые образцы вышивки Медичи вошли в книгу придворного «дизайнера» и поставщика кружев Двора Генриха II Federico Venciolo «Оригинальные и новые образцы рисунков  по всяким видам рукоделий для работы по ткани» (фр. Les singuliers et noveaux pourtraicts pour toutes sortes d'ouvrages de lingerie) впервые изданную в 1587 (много раз переиздавалась до 1623 года).
Вернувшись в  XVII веке В Италию,  вышивка Punto Madama приобрела наибольшую популярность в Тоскане и соседней Умбрии, где украшение предметов интерьера стежком Екатерины Медичи стало обычным делом не только при знатных Дворах, но и во многих крестьянских домах. С той лишь разницей, что у крестьян материалы были погрубее и попроще. Хотя основные принципы вышивки оставались неизменными.

Характерными элементами этой вышивки являются:

КАНВА счетная, натурального серого цвета, с крупным переплетением тонких ниток (например, 100% лен с равномерным плетением 6 нитей в см).

НИТКИ  белого (молочного, слоновой кости) цвета; толще ниток канвы (в идеале крученая из 6-ти ниток мягкая хлопковая нить).

УЗОРЫ геометрической направленности (стилизованное изображение растений, животных и птиц). Рисунок может состоять из горизонтальных, вертикальных и диагональных линий.





ТЕХНИКА двухсторонняя счетная. Сначала узор (элемент узора) швом «вперед иголку» через равные промежутки прошивается в одну сторону, а затем шаг в шаг повторяется в противоположном направлении. При этом «на обратном пути» иголка слева направо проходит под уже прошитой ниткой, как бы обвивая ее. В результате получается сплошная «веревочка» и вышивка имеет одинаковый вид на лице и изнанке.


 Видео не грузится, но можно посмотреть здесь: 

ОКАНТОВКА бортика (не шире 0,5 см) может выполняться крючком или обметочным швом .


ФИНАЛЬНАЯ ТОЧКА – старинные итальянские кисточки по углам (иногда украшенные керамическими бусинами) или мережки по периметру.


Изготовление старинных итальянских кисточек






Книги
  


Еще несколько образцов








Другие техники вышивания
Часть 1:   Крест, гобелен
Часть 5:   Petit Point 
Часть 3:   Гладь
Часть 4:   Вышивка "шиша"
Часть 2:   Трапунто
Часть 6:   Вышивка лентами
Часть 7:   Словарь стежков
Часть 8:   Вышивка "ассизи"
Часть 9:   Вышивка квакеров
Часть 10: Барджелло

4 комментария:

  1. Очень рада, что Вам понравилось! Для меня очень важно, чтобы то, что я пишу было интересно или полезно!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Так, позвольте несколько комментариев - такая ткань у нас почти не производится, мне подарили кусочек белоруссы - у них есть. Называлась она раньше - "редина", т.е. редкое, прореженное полотно. Шов же этот известен испокон века на Руси под названием "роспись" . Даже поговорка была - "не сбейся с трапинки". Это значит, что начиналась вышивка в одном месте - в нем же и заканчивалась. Изнанка от лица не отличалась. В отличие от итальянской - вышивалась красными хлопковыми нитями по рядине или домотканному полотну. У меня когда-то была такая бабушкина скатерть, к сожалению не сохранилась. И еще, она очень не простая, почти кроссворд, я когда образец вышивала - порола раз восемь. Очень ажурная. Если кто-нибудь захочет попробовать - есть описание техники на многих сайтаю. Хороши и белые и черные и красные варианты. Спасибо Ира! Как всегда - великолепный материал. Вера Бурляй

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже хотела попробовать, но все руки не доходят

      Удалить