Ricamo Punto Caterina
de'Medici (итал.
«стежок Екатерины Медичи») или Punto Madama (итал. «стежок мадам») – итальянская вышивка,
появившаяся в первой половине XVI века и дошедшая до нас в своем первозданном
виде.
Немного истории:
Как следует из названия, эта вышивка носит имя
незаурядной женщины – легендарной французской королевы Екатерины из рода Медичи,
которая родилась во Флоренции в 1519 году. Рано оставшись сиротой, Екатерина
воспитывалась в семье своей тети Клариче Строцци, а затем в одном из римских
монастырей. Поскольку наиболее распространенным занятием
для благородных дам средневековья было рукоделие, юная Екатерина, получившая
сугубо девичье образование, также была обучена всевозможному шитью, и в том
числе модной на тот момент вышивке «punto filza» (шов вперед иголку).
Этот вид вышивки был
завезен арабами в Испанию и Сицилию, и, благодаря своей простоте, быстро
распространился по всей Европе, дав начало другим более сложным швам. В Англии времен
Елизаветы I (1533-1603) он трансформировался в шов «гольбейн» (двойной шов вперед иголку,
названный в честь художника Гольбейна), который первоначально выполнялся только
черными нитками, откуда и получил название «blackwork» (англ. «черная работа»), а в Италии превратился в «витую веревочку», получившую название стежок Екатерины Медичи.
Выйдя в 14 лет (1533) замуж за будущего короля
Франции Генриха II, Екатерина привезла с собой во Францию богатое приданое и
целую армию искусных флорентийских поваров, музыкантов, художников и
вышивальщиц.
С появлением этой флорентийки жизнь Двора преобразилась (читайте здесь), и многие новинки, вошедшие в моду в этот период стали носить ее
имя. Тоже произошло и с диковиной итальянской вышивкой, которой были богато
украшены привезенные Екатериной шторы, подушки, скатерти, постельное белье и
предметы верхней одежды. Это белое шитье стали называть именем молодой королевы - Punto Caterina de’Medici или просто Punto Madama (итал. «мадам»; так Екатерину называли при
Дворе). Справедливости ради, следует сказать, что Екатерина не только привезла
эту вышивку во Францию, но и прославилась искусством ее выполнения на античной
итальянской ткани «Buratto» и «Bissone» (уже не производятся).
Некоторые
образцы вышивки Медичи вошли в книгу придворного «дизайнера» и поставщика кружев Двора
Генриха II Federico Venciolo «Оригинальные и новые
образцы рисунков по всяким видам рукоделий для работы по ткани» (фр. Les
singuliers et noveaux pourtraicts pour toutes sortes d'ouvrages de lingerie) впервые изданную в 1587 (много раз переиздавалась до 1623 года).
Вернувшись в
XVII веке В Италию,
вышивка Punto Madama приобрела наибольшую популярность в Тоскане и соседней Умбрии, где
украшение предметов интерьера стежком Екатерины Медичи стало обычным делом не только при знатных Дворах, но и во многих
крестьянских домах. С той лишь разницей, что у крестьян материалы были погрубее
и попроще. Хотя основные принципы вышивки оставались неизменными.
Характерными элементами этой вышивки являются:
КАНВА счетная, натурального серого цвета, с крупным
переплетением тонких ниток (например, 100% лен с равномерным плетением 6 нитей
в см).
НИТКИ
белого (молочного, слоновой кости) цвета; толще ниток канвы (в идеале
крученая из 6-ти ниток мягкая хлопковая нить).
УЗОРЫ геометрической направленности (стилизованное
изображение растений, животных и птиц). Рисунок может состоять из
горизонтальных, вертикальных и диагональных линий.
ТЕХНИКА двухсторонняя счетная. Сначала узор
(элемент узора) швом «вперед иголку» через равные промежутки прошивается в одну
сторону, а затем шаг в шаг повторяется в противоположном направлении. При этом
«на обратном пути» иголка слева направо проходит под уже прошитой ниткой, как
бы обвивая ее. В результате получается сплошная «веревочка» и вышивка имеет
одинаковый вид на лице и изнанке.
Видео не грузится, но можно посмотреть здесь:
http://pixelmadeinitaly.altervista.org/blog/antichi-mestieri-darte-tessile/merletto-madama-caterina/
ОКАНТОВКА бортика (не шире 0,5 см ) может выполняться
крючком или обметочным швом .
ФИНАЛЬНАЯ ТОЧКА – старинные итальянские кисточки
по углам (иногда украшенные керамическими бусинами) или мережки по периметру.
Изготовление старинных итальянских кисточек
Книги
Источники:
Другие техники вышивания
Часть 1: Крест, гобелен
Часть 5: Petit Point
Часть 3: Гладь
Часть 4: Вышивка "шиша"
Часть 2: Трапунто
Часть 6: Вышивка лентами Часть 7: Словарь стежков Часть 8: Вышивка "ассизи" Часть 9: Вышивка квакеров Часть 10: Барджелло |
http://irinapetrenko.blogspot.com/2013/03/2.html
http://irinapetrenko.blogspot.com/2013/07/6.html http://irinapetrenko.blogspot.com/2013/07/7.html http://irinapetrenko.blogspot.com/2013/09/8.html http://irinapetrenko.blogspot.com/2013/09/blog-post_7.html http://irinapetrenko.blogspot.com/2014/01/10.html |
Спасибо! Очень интересно!
ОтветитьУдалитьОчень рада, что Вам понравилось! Для меня очень важно, чтобы то, что я пишу было интересно или полезно!!!
ОтветитьУдалитьТак, позвольте несколько комментариев - такая ткань у нас почти не производится, мне подарили кусочек белоруссы - у них есть. Называлась она раньше - "редина", т.е. редкое, прореженное полотно. Шов же этот известен испокон века на Руси под названием "роспись" . Даже поговорка была - "не сбейся с трапинки". Это значит, что начиналась вышивка в одном месте - в нем же и заканчивалась. Изнанка от лица не отличалась. В отличие от итальянской - вышивалась красными хлопковыми нитями по рядине или домотканному полотну. У меня когда-то была такая бабушкина скатерть, к сожалению не сохранилась. И еще, она очень не простая, почти кроссворд, я когда образец вышивала - порола раз восемь. Очень ажурная. Если кто-нибудь захочет попробовать - есть описание техники на многих сайтаю. Хороши и белые и черные и красные варианты. Спасибо Ира! Как всегда - великолепный материал. Вера Бурляй
ОтветитьУдалитьЯ тоже хотела попробовать, но все руки не доходят
Удалить