воскресенье, 1 сентября 2013 г.

Техника вышивания. Часть 8: вышивка "ассизи"

Вышивка "Ассизи" (assisi) - это старинный
итальянский способ вышивания,  при котором вместо рисунка зашивается фон, таким образом узор складывается из незаполненных участков.
Немного истории:
Легенды: Поскольку дело происходило в далеком XIII веке, мы уже никогда не узнаем имя той итальянской  рукодельницы, которой пришла в голову мысль сделать первую "вышивку с пробелами". Но на такой случай у нас, конечно же, есть парочка подходящих легенд. Обе они связанны с именем Святого Франциска Ассизского (основал орден монахов францисканцев). Именно поэтому в Италии эту вышивку называют еще и Francescana (францисканская).
Одна - повествует о креативной монахине, которая, посетив собор Св.Франциска в городе Ассизи, была так поражена красотой фресок работы Джотто (Giotto; фрески до наших дней практически не сохранились), что тут же решила вышить их на полотне. Скопировав фрески в стиле "средневекового примитивизма", она перенесла рисунок на лен, а затем заполнила фон счетной вышивкой. В результате получился образец, отдаленно напоминающий современную вышивку "ассизи". По другой легенде итальянским мастерицам ничего придумывать не пришлось, потому что готовые образцы подобной арабской вышивки им привез из Крестовых походов все тот же Святой Франциск Ассизский. Они лишь усовершенствовали древнюю технику, придав ей неповторимые "ассизские" черты.
Справедливости ради, следует сказать, что
хоть рассказ про монахиню и трогает душу, скорее всего идея "вышивки с пробелами" (Voided Work) попала в Италию из Византии, где была известна задолго до XIII века (например, знаменитые шелковые покрывала синего цвета с золотисто-бежевым рисунком). По некоторым сведениям в XIII-XIV веках монахини действительно использовали эту технологию для вышивки рисунков, воспевающих деяния Св.Франциска, но ни одна из этих работ не сохранилась. Самые ранние известные образцы относятся только к середине XVI века, когда вышивка "ассизи" стала популярна не только на территории современной Италии, но и в других европейских странах. Чаще всего она использовалась для украшения домашнего текстиля.
Второе рождение:  В конце XIX века
графиня Кора ди Брацца (Cora di Brazza), стараясь обеспечить работой женщин из бедных слоев населения, занялась возрождением традиционных ремесел разных регионов Италии. В рамках данной программы две мастерицы из города Ассизи (Assisi, провинция Перуджа, Умбрия, центральная Италия) - Мария Барточчи Росси (Maria Bartocci Rossi) и ее дочь  Кьярини Росс (Chiarini Rossi) исследовали старые образцы местного текстиля, которые хранились в окрестных монастырях и домах знатных семей и пришли к выводу, что наиболее характерной вышивкой для этих мест является "вышивка с пробелами", а значит именно ее и следует возрождать как самое что ни на есть традиционное ремесло.
 Сказали - сделали, и в 1902 году открыли кооператив  под названием 'Laboratorio Ricreativo Festivo Femminile San Francesco di Assisi' (Мастерская выходного дня Св.Франциска Ассизского), а в 1906 году «Комитет женских ремесел» (Comitato per le industrie femminili), которые не только вернули нам забытую в XVIII-XIX веках прекрасную вышивку "ассизи", но и обеспечили работой женщин небольшого городка.
С тех пор за подобной вышивкой в Италии, а
затем и во всем мире закрепилось название "ассизи". Этому не мало способствовал и тот факт, что как раз в этот период сложилась большая часть современной "рукодельной терминологии". Название швов, типов вышивки и других необходимых терминов были зафиксированы не только в отдельных журналах для благородных дам, но и в вышедшем в викторианской Англии специальном словаре рукоделия.


Техника:  Традиционно вышивка складывалась из двух этапов. На первом - нарисованный на ткани (белый лен) мотив обводится по контуру швом "гольбейн".  На втором - фон зашивается "несимметричным крестом", "черногорским крестом" или "итальянским крестом". Редко используется обычный счетный крест.

Традиционные цвета: главный - красный, затем синий
и зеленый; реже - желтый. Черный и коричневый - для контуров.

Мотивы: первоначально - средневеково-примитивное изображение "флоры и фауны" (т.к. Св.Франциск был покровителем природы); затем к ним добавились "повествования" - различные сюжеты из жизни людей, а в XVI веке - модные "ренессансные" сюжеты и символические изображения. Частое изображение симметричных фигур.


Шов "гольбейн": Двойной шов "вперед иголку" получил такое название по имени художника Ганса Гольбейна, изображавшего его на своих картинах. Выполняется он следующим образом. Сначала прокладываются стежки "вперед иголку" в одну сторону, а затем работу поворачивают и таким же швом "вперед иголку" заполняют промежутки между первыми стежками.
"Шов "гольбейн", в России известный оооочень давно, называется "роспись". Если в этих примерах он играет роль контура, то в наших вышивках он использовался без добавления каких-либо добавочных швов. Эта ажурная сетка из горизонтальных, вертикальных и диагональных стежков начиналась в одной точке, там же и заканчивалась. Вышивальщицы использовали приговорку :"не сбейся с тропинки". Вышивалось по домотканному холсту красными хлопковыми нитями. Также использовался для добавочных орнаментов в полотенцах. Все стежки были одной длины, вышивка была двусторонней, т.е. с лица и изнанки - одинаковой" (спасибо, Вере Бурляй, за интересное дополнение).



"Несимметричный крест"








"Итальянский крест"








"Черногорский крест"








Ткань: Вышивку “ассизи” можно выполнять как на канве Aida, так и на evenweave, но для достижения эффекта классического изображения используйте льняную канву с мелким переплетением, например, такую как канва Belfast №32.






 Схемы для вышивки салфеток в технике "ассизи"
 

Другие техники вышивания
Часть 1:   Крест, гобелен
Часть 5:   Petit Point 
Часть 3:   Гладь
Часть 4:   Вышивка "шиша"
Часть 2:   Трапунто

Часть 6:   Вышивка лентами
Часть 7:   Словарь стежков 

Часть 9:   Вышивка квакеров
Часть 10: Барджелло
Часть 11: Punto de'Medici

4 комментария:

  1. Мне так нравится читать Ваш блог. Много интересного узнала, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. шов "гольбейн", в России известный оооочень давно, называется "роспись". Если в этих примерах он играет роль контура, то в наших вышивках он использовался без добавления каких-либо добавочных швов. Эта ажурная сетка из горизонтальных, вертикальных и диагональных стежков начиналась в одной точке, там же и заканчивалась. Вышивальщицы использовали приговорку :"не сбейся с тропинки". Вышивалось по домотканному холсту красными хлопковыми нитями. Также использовался для добавочных орнаментов в полотенцах.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, забыла - все стежки были одной длины, вышивка была двусторонней, т.е. с лица и изнанки - одинаковой.

    ОтветитьУдалить