пятница, 8 марта 2013 г.

Техники вышивания. Часть 2: "Трапунто"


Трапунто (от лат. trans + punctus - дословно "укол через" и итал. trapuntare - "прошивать, стегать") - флорентийская стёжка (Trapunto fiorentino) - техника рукоделия, появившаяся в Италии около 800 лет назад и представляющая собой разновидность объемного шитья, при котором эффект барельефа достигается путем заполнения шерстью или ватой вышитых по контуру на двухслойной основе главных элементов рисунка. Первое изделие в технике трапунто - знаменитое покрывало Гвиччардини (названо так по имени владеющего им старинного флорентийского рода), иллюстрирующее легенду о Тристане и Изольде, было изготовлено в арабской вышивальной мастерской (тиразе) на Сицилии в конце XIII века (ок. 1390 г) и является древнейшим и единственным сохранившимся покрывалом европейского средневековья. Один из его фрагментов можно увидеть в музее "Виктории и Альберта" (Лондон), а другой - в музее "Барджелло" (Флоренция).

В ноябре 2009 года в библиотеке города Кальвисон (Франция) была выставленная точная копия старинного покрывала, которую  за 6800 часов ручной работы создали современные мастерицы вышивки трапунто.
Первоначально основной областью применения вышивки трапунто были покрывала, одеяла и подушки, что было весьма актуально в условиях холодных замков средневековья. Затем вышивку стали применять для украшения женской и мужской одежды. Рожденное на Сицилии, рельефное шитье постепенно распространилось, не только на другие области Апеннинского полуострова, но и в другие страны Европы. Особенно популярна такая вышивка была в Англии времен Тюдоров (1485-1550), в XVI веке в Испании и в самом начале XVII века во Франции. А в начале XVI века итальянское трапунто пересекло океан и вместе с эмигрантами очутилось в Америке, где получило огромное распространение. Американские рукодельницы называли эту технику stuffed work (набивка) и первоначально выполняли только в белом варианте.
В Италии техника объемного шитья делится на два различных вида - флорентийское трапунто (trapunto fiorentino) и итальянское трапунто (trapunto italiano) или просто трапунто (trapunto).

Флорентийская стёжка (флорентийское трапунто) - простой и доступный вид объемного шитья.
Описание работы:
1. Выстирайте и разладьте ткань.
2. Нанесите на ткань рисунок. При этом, легкие ткани можно закреплять непосредственно на рисунок и копировать его контур мягким легко смывающимся карандашом. Для плотных тканей следует использовать копирку (если для лицевой стороны выбрана фактурная или ворсистая ткань, рисунок следует наносить на изнанку).








3. Наложите две ткани друг на друга и сметайте их по вертикали и горизонтали параллельными стежками контрастной ниткой (всегда двигаться от центра к краям).










4. Аккуратно натяните сшитую ткань на пяльцы (следить, чтобы ткани плотно прилегали друг к другу).
5. Прошейте рисунок по контуру пунктирным швом (следить, чтобы иголка захватывала обе стороны, а шов состоял из равномерных стежков).








6. Уберите сметку, снимите ткань с пялец и нитками в цвет ткани начните стёжку фона. Линии фоновой стежки должны идти параллельно контуру рисунка от центра к краю, при этом на лицевой стороне стежок должен быть практически незаметным, а на изнаночной - достаточно длинным (следить, чтобы они захватывали обе ткани и были слегка натянутыми).
7. Выстирайте ткань, чтобы удалить следы карандаша или копирки, а затем тщательно прогладьте.
8. Создайте на поверхности рельеф, заполнив (набив)все пространства очерченные контуром двойной шерстяной ниткой (работа происходит с изнаночной стороны от центра к краю иголкой с тупым концом). Используя тонкую лицевую ткань (шелк, батист) и шерстяную нитку различных цветов, можно получить эффект легкой тонировки рисунка.
Набивка:
"Введите иглу с шерстяной нитью в изнаночную ткань и пропустите между обеими тканями,
выйдя на краю рисунка. Когда рисунок сменит направление, необходимо вывести
иглу из ткани и вернуться в ту же точку, следуя новому направлению: игла всегда должна входить по прямой линии, потому что иначе невозможно провести иглу под тканью, не
деформируя лицевую часть работы. Когда фрагменты рисунка разделены или разграничены швом контура, нужно отрезать шерстяную нить, чтобы перейти от законченного фрагмента к следующему.Если рисунок, который вы набиваете, достаточно широкий, например лепестки или листья, то игла входит и выходит из ткани, пока все пространство не будет целиком заполнено.В этом случае лучше отрезать шерстяную нить при каждом заходе, чтобы сделать набивку более МЯГКОЙ. прежде чем отрезать нить, РУКОЙ помогите шерсти лечь ровно и как следует заполнить пространство между тканями. Если изнанка также будет видимой, следите, чтобы набивка ровно проходила между двумя тканями, не оставляя лишних маленьких кончиков. Если у рукоделия две лицевые стороны, то шерстяную нить следует срезать под корень при каждом заходе, после того как вы РУКОЙ поможете нити ровно расположиться между тканями" (из книги "Trapunto fiorentino").

Для рельефной набивки более крупных промежутков можно использовать натуральную или синтетическую вату.




9. Прогладьте вышивку с изнаночной стороны, положив ее на влажную поверхность

Материалы:
Ткань для лицевой стороны - плотная и мягкая: бархат, шелк, хлопок лен.
Ткань для изнаночной стороны - не очень плотный хлопок или лен, чтобы облегчить процесс набивки.
Нитки для прошивки: х/б мулине, шелковое мулине (выбор и плотность ниток зависят от ткани каждой конкретной вышивки)
Нитки для набивки:  шерстяные нитки (толщина зависит от ширины узора, который нужно заполнить. Однако, следует помнить, что слишком плотная набивка сделает вышивку жесткой).
Цвет ниток для набивки: идентичный цвету ткани, если вы хотите сделать одноцветную вышивку и контрастный - для тонированной вышивки.
Пяльцы: вышивка трапунто предполагает плотную натяжку ткани.
Рисунка: линии должны быть четкими; пространство между линиями не должно содержать слишком мелких деталей; а крупные промежутки, наоборот, следует заполнить мелкими линиями (для облегчения набивки).



Трапунто (итальянское трапунто)  используется для изготовления покрывал и перин. Эта разновидность вышивки применяется также в технике пэчворк и называется квилтингом.
Основные приемы:
1. В специальные пяльцы закрепляют 3 слоя наложенных друг на друга тканей: подкладка, вата и верхняя ткань.
2. Вышивка, следуя за рисунком, удерживает вместе все три слоя, благодаря чему набивка
получается однородной и красивой. Подкладочная ткань тоже является лицевой.



Французский аналог флорентийского трапунто называется бути. Этой технике я хочу в будущем посвятить отдельный пост.




Сочетая элементы вышивки трапунто с другими техниками, например, аппликацией или контрастной вышивкой можно создавать удивительно красивые арт-объекты.



Автор: Шлыкова (Цалко) Наталья






Трапунто можно вышивать вручную или на машинке.

Другие техники вышивания
Часть 1:   Крест, гобелен
Часть 5:   Petit Point 
Часть 3:   Гладь
Часть 4:   Вышивка "шиша"
Часть 6:   Вышивка лентами
Часть 7:   Словарь стежков
Часть 8:   Вышивка "ассизи"
Часть 9:   Вышивка квакеров
Часть 10: Барджелло
Часть 11: Punto de'Medici

4 комментария:

  1. какая красота! я даже и не слышала раньше о таком виде шитья))) спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сама о нем недавно узнала и решила написать. Вдруг кому-то тоже интересно будет!

      Удалить
    2. Потрясающе! Восхищаюсь вкусом и уникальностью данного вида рукоделия.Спасибо за экскурс в историю и теорию! Удачи Вам и вдохновения!!!!!!!

      Удалить