Мой блог о путешествиях

вторник, 20 октября 2020 г.

Набор для игры "Длинный пуф" (Венская "Кунсткамера")

Главным экспонатом одного из залов венской Кунсткамеры является великолепный набор для игры "Длинный пуф" (Langen Puff, Wurfzabel, Trictrac, Puff или нарды), который был создан в 1537 году и, возможно, принадлежал императору Священной Римской империи Фердинанду I (1503-1564).
Поскольку он предназначался исключительно для игры "Длинный пуф" (нарды), внешняя сторона его складной деревянной доски не была "расчерчена" на шахматные квадраты, а богато украшена искусной деревянной резьбой, прославляющей сыновей Филипа I Красивого - братьев-императоров Карла V и Фердинанда I. Основную концепцию нарядного и очень многозначительного декора разработал немецкий патриций-интеллектуал Георг Хёрманн, а воплотили в жизнь баварцы Ганс Кельс Старший из Кауфбойрена и два Йорга Брея (Старший и Младший) из Аугсбурга.
Игра "Длинный пуф", 1537 год. Внешняя сторона доски
Основа скрепленной бронзовыми петлями коробки сделана из облицованного орехом дуба, 
все рельефные украшения - из самшита и палисандра, а рамки - из розового дерева.
Игра "Длинный пуф", 1537 год. Внутренняя сторона доски
Оба квадрата величиной 56 на 56 см с внешней стороны покрыты эффектной деревянной резьбой, включающей: подписанные медальоны с изображением монархов, геральдические символы династии Габсбургов и рамочный растительный орнамент. Но при внешней идентичности рисунков первого и второго квадрата они имеют совершенно разное наполнение.
На центральном большом медальоне переднего квадрата изображен император Карл V в окружении четырех медальонов меньшего размера с портретами: его прадеда - императора Фридриха III (правый вверху), деда - императора Максимилиана I (левый снизу),  отца - герцога Бургундии Филиппа I Красивого (правый снизу) и их предшественника из другой ветви Габсбургов - герцога Альбрехта II, объединившего под своей властью Австрию, Чехию, Венгрию и Германию (левый вверху). При этом центральный медальон увенчан бургундским рыцарским орденом "Золотого руна", кавалерами которого были все представленные здесь Габсбурги и их близкие родственники, за исключением Альбрехта II.
Передняя сторона набора "Длинный пуф" посвящена императору Карлу V
Портрет императора Карла V на центральном медальоне
Филипп I Красивый, герцог Бургундии с орденом "Золотого руна" -
отец Карла V и Фердинанда I
Император Максимилиан I - дед Карла V и Фердинанда I
Этот небольшой портрет императора также находится в Зале XXXI
 (художник Берхард Штригель, начало XVI века, 22 см х 16,2 см)  
В качестве символа и названия ордена "Золотого руна" 
была выбрана мифологическая овечья шкура, похищенная аргонавтами из Колхиды

Рисунок реверса деревянной коробки является симметричным отображением главной страницы с той лишь разницей, что здесь главным героем выступает император Фердинанд I, о чем свидетельствуют его конный портрет в центральном медальоне и вензеля "AF" (Anna von Böhmen und Ungarn и Ferdinand I) по бокам от него. Медальон также увенчан династическим рыцарским орденом "Золотого руна", учрежденным прадедушкой Карла V и Фердинанда I - герцогом Бургундии Филиппом III Добрым в 1430 году.
Конное изображение императора Фердинанда I и вензеля "AF" по бокам от него
( под копытами коня Фердинанда I лежит табличка, 
на которой написано имя художника - "Ганс Кельс, Кауфбойрен")
Кстати, на обоих конных портретах братья-императоры изображены в "максимилиановских доспехах", названных так в честь их дедушки Максимилиана I (в названии обыгрывался также намек на "максимальную" защиту) и ставшими лебединой песней рыцарства эпохи Ренессанса. Баснословно дорогие, весом от 22 до 27 килограмм, такие доспехи были очень популярны в первой половине XVI века и активно использовались, как на турнирах, так и в сражениях.
Двойной гульдинер Максимилиана I на коронацию императорской короной, 1509 год
Полуторный шаугульдинер императора Фердинанда I, 1541 год
Конные портреты Карла V (слева) и Фердинанда I (справа)
(при всей похожести главных медальонов в них все же можно найти много отличий)
Большой центральный медальон со "стороны Фердинанда" окружен портретами: его деда - короля Арагона Фердинанда II (слева вверху), прадеда - Карла Смелого, герцога Бургундии (справа вверху), тестя - короля Польши Владислава II Ягеллона (слева внизу) и мужа сестры - короля Венгрии и Чехии Людовика II (справа внизу).
Реверс набора "Длинный пуф" посвящен императору Фердинанду I
Над каждым из центральных медальонов размещены геральдические орлы:
 со стороны Карла V - двуглавый орел, герб Священной Римской империи, 
а со стороны Фердинанда I - одноглавый орел австрийских Габсбургов
Карл Смелый, последний герцог Бургундии - прадед Карла V и Фердинанда I
Король Венгрии и Чехии Людовик II - муж сестры Марии Австрийской
(странный портрет, если учитывать, что он погиб в 20 лет)
Король Арагона Фердинанд II - дед Карла V и Фердинанда I
Границы обоих квадратов обрамляют  широкие бордюры, украшенные многочисленными гербами габсбургских владений, растительным рисунком и маленькими медальонами с портретами великих правителей древности по углам. На стороне Карла V - это выдающиеся римские императоры: Цезарь, Август, Траян и Константин, а на стороне Фердинанда I -  великие полководцы-завоеватели: Александр Македонский, персидский царь Кир II Великий, мифический ассирийский царь Нин и основатель Рима Ромул. 
Нин -  персонаж древнегреческой мифологии, царь Вавилонии
Кир II Великий - основатель Первой Персидской империи
Полководец Александр Македонский - создатель мировой державы
Константин I Великий - римский император
(при нем христианство стало обретать статус государственной религии)

Оформление внутренней части коробки состоит из игрального поля для «Длинного пуфа» (Tric-Trac, Toccadille или нарды) и широкого бордюра, на котором сцены охоты, животные и птицы чередуются с маленькими медальонами мифологической тематики. Они навеяны произведениями Джованни Боккаччо и логически связаны с 32 игровыми фишками (диаметр 6,5 см), которые тоже украшены великолепной деревянной резьбой.
Игровое поле обрамлено рамкой из сцен охоты и медальонов мифологической тематики
Детали бордюра, обрамляющего игровое поле
Теперь пора рассказать об игровых фишках, сюжеты которых были заботливо подобраны патрицием Георгом Хёрманном, нарисованы Гансом Кельсом Старшим и изготовлены семейством Брей (Йорг Брей Старший и Младший). 
Каждая фишка тематически связана с бордюром, обрамляющим игровое поле
Все фишки украшены сценами мифологической тематики
Все 32 дубовые основы диаметром 6,5 см украшены виртуозно вырезанными из самшита фигурами популярных героев древних мифов. А для тех, кто с первого взгляда не может отличить Орфея от Циклопа, а Эвридику от Дафны, на обратной стороне фишки написаны их имена. Вот так, играя в нарды, монархи могли не только развлечься, но и освежить свои познания в мифологии.
Комплект фишек для игры "Длинный пуф" 
Каждая из них - маленькое законченное произведение искусства
Фишка "Ясон и Медея"
Фишки: "Смерть Клеопатры" и "Венера и амур" (1537)
Фишки: "Орфей и Эвредика" и "Федра и Ипполит" (1537)
Сын афинского царя Тесея, Ипполит, презирал любовь и отверг любовь второй жены отца. 
Она оклеветала его перед отцов, тот проклял сына и Ипполит погиб, а Федра покончила собой
Фишки: "Диана и Актеон" и "Смерть Лукреции" (1537)
Охотник Актеон увидел у лесного водоема обнаженную богиню охоты Диану. 
В наказание Диана превратила его в оленя, и он был растерзан собственными собаками. 
Фишка "Самсон и Далила"
На этой фишке сохранилось самое старое изображение города Кауфбойрен

Ну, и в заключении осталось рассказать, почему одна из старейших настольных игр в мире в своей средневековой версии имела такое странное название - "Длинный пуф". Ну, тут никаких загадок - просто слово "пуф" (puff) имитировало звук падающих игральных костей. Было у этой игры и более экзотические называние - "бордель". И здесь все ясно - эта игра была очень популярна в таких домах. И правда! Что еще можно было делать в борделе! Конечно играть с приятелем в нарды! Кстати, название нарды появилось только в 1650 году.
Фишки: "Похищение Елены" и "Ахилл и Деидамия" (1537)
Дочь царя острова Скирос Деидамия и переодетый в женское платье Ахилл, 
которого мать скрывала среди дочерей царя Ликомеда от похода в Трою, где он погибнет
Фишки: "Смерть Софонисбы" и "Юдифь и Олоферн" (1537)
Не желая украсить собой триумф Сципиона в Риме, жена нумидийского царя Масиниссы,
Софонисба, предпочла яд рабству и бесчестию
Фишки: "Даная под золотым дождем" и "Дафна и Аполлон" (1537)
Аполлон преследовал целомудренную нимфу Дафну, пытался добиться ее любви, а она, убегая,
 попросила защиты у своего отца - Пенея (речной бог), и боги превратил ее в лавровое дерево

Рассказ о других шедеврах венской "Кунсткамеры" ищите здесь

4 комментария: