Мой блог о путешествиях

воскресенье, 3 марта 2013 г.

Рукодельный хунгарикум: Венгерские халашские кружева ручной работы

В прошлом (2012 ) году исполнилось уже сто десять лет с тех пор, как на Рождественской ярмарке в Будапеште (Венгрия, 1902) впервые были представлены великолепные кружева ручной работы из города Кишкунхалаш (Kiskunhalas, 120 км от Будапешта) и мир узнал о неповторимых Халашских кружевах (Halasi Csipke).

Немного истории.
Расположенная рядом со знаменитыми центрами кружевоплетения, Венгрия просто не могла остаться в стороне от этого популярного вида рукоделия. И хотя, на его развитии пагубно сказалось 150-ти летнее турецкое господство, центры венгерского кружевоплетения все же существовали и даже славились отменным качеством продукции, созданной под влиянием итальянских классических традиций (так же как венецианское, генуэзское или брюссельское, венгерское кружево часто было игольным). Однако, в конце XVIII веке во Франции случилась революция, которая лишила венгров основного рынка сбыта, что и привело к резкому сокращению количества центров кружевоплетения в стране.
Ситуация изменилась только в конце XIX века, когда за дело взялся учитель рисования из города Кишкунхалаш - Арпад Декани (Arpad Dekani, 1861-1931) и его единомышленники, главной из которых была уникальная мастерица Мария Марковиц (Maria Markovits, 1875-1954). В поисках самобытных форм изготовления кружев, он досконально изучил каноны традиционной венгерской вышивки и кружевоплетения и начал экспериментировать с новыми техниками и рисунками. Естественно,  сам он кружев не делал. Его цели и задачи были намного шире. Арпад Декани страстно хотел, переосмыслив весь накопленный материал, изобрести доселе не виданный способ кружевоплетения, который бы прославил его родные места. И бессонные ночи энтузиаста из Кишкунхалаш не пропали зря. К началу ХХ века  уникальная техника Халашских кружев, материализованная стараниями мастерицы Марии Марковиц, сделала первые шаги на встречу мировой известности, заслужив одобрение знатоков на выставке в Будапеште (1902 г).
И неизвестно, что больше восхищало посетителей и прессу - великолепные эскизы Декани, лежащие в основе каждой из работ, или тончайшая техника кружевницы. Пожалуй, то и другое вместе, потому что именно в сочетании изящного рисунка и филигранной работы рукодельницы кроется секрет уникальных халашских кружев.

Еще некоторые факты.
Основные инструменты и материалы рукодельницы - тончайшие нитка и игла, а так же синяя бумага и батист.
Количество швов по некоторым источникам доходит до 80-ти (чаще речь идет о 60-ти), причем каждый из них имеет свое определенное название - волна, парус, соты, клетка, семь колоколов и др. Из них и складывается замысловатые кружева, которые условно можно разделить на три группы: "растения", "люди" и "животные".
По методу выполнение - халашское кружево продолжает традиции плетения старых венгерских, а следовательно большинства европейских, игольных(шитых) кружев, но отличается от них еще большей сложностью и деликатностью, напоминая морозный узор на заиндевевшем окне.
Чтобы не было изображено на готовой работе, в каждую из них обязательно вплетен герб халашских рукодельниц в виде трех переплетенных рыб (наличие этого узора указывает на аутентичность работы).
Ранние халашские кружева выполнялись и в цвете, но к 1935 году цвет уже полностью исчез.
Несмотря на довольно высокие цены изделий, кружевоплетение датируется государством, для чего изобретаются все новые способы дополнительного привлечения средств. Так, были выпущены государственные почтовые марки с изображением халашских кружев и это самая большая серия подобных марок в мире (400 тыс.шт).
В начале ХХ века стараниями Арпада Декани и Марии Марковиц создавались серии кружев в Венгерском стиле и в стиле Арт-Нуво (модерн). Причем с 1902 по 1906 гг - все рисунки разрабатывал только Арпад Декани. После того, как в 1906 году он переехал в Будапешт, на фабрике в Кискунхалаш его дело продолжали другие талантливые художники. Сейчас мотивы кружев зависят от индивидуальности дизайнера и технических возможностей кружевниц.
Основное назначение халашских кружев - отделка одежды и аксессуары (воротники, жабо, броши, веера и т.п.), а также небольшие скатерти и салфетки. Но известны примеры, когда диаметр скатерти доходил до 100 см, 150 см или 180 см.
За более чем столетнюю историю халашских кружев в их изготовлении участвовало около 200 кружевниц. Сейчас на фабрике работает около 15-ти рукодельниц.
Для того, чтобы стать профессиональной мастерицей, необходимо в течение полугода пройти специальный курс обучения, а затем 4-5 лет набираться опыта на практике. Первые классы для обучения профессиональных вышивальщиц были открыты в 1911 году.  
Халашские кружева неоднократно получали престижные призы на выставках в Сант-Луисе (1904), Милане (1906, 1940), Париже (1937), Берлине (1938), Брюсселе (1958) и др. 
В 1935 года усилиями мера города г-на Имре Фекете в Кишкунхалаш был открыт Кружевной дом. Во время войны он был разрушен и восстановлен только в 1957 году. Затем его реконструировали и вновь открыли в 1998 году (музей, мастерская, выставочный центр).
Перед входом в Кружевной дом стоит памятник Арпада Декани и Марие Марковиц (с 1994 г).
Бабочка является одним из фирменных мотивов халашских кружев, причем две совершенно одинаковые бабочки найти невозможно.
В 1977 году все халашское кружево было описано и классифицировано.
Конечно нельзя сказать, что этот промысел вымирает, но и процветающим, его не назовешь. Хотя, каждый год в мастерскую приходят все новые ученицы, но их не так много, чтобы халашские кружева перестали быть коллекционной редкостью (я имею ввиду не их ценность, а слишком малое количество).


А теперь внимание!!! 
При 8-ми часовом рабочем дне 15 кружевниц производят за год около 400 грамм халашских кружев !!!




  







Комментариев нет:

Отправить комментарий