воскресенье, 3 марта 2013 г.

Рукодельный хунгарикум: Знаменитая венгерская гладь из Калоча


Знаменитая цветная гладь "калочаи" является одним из элементов уникального местного декора, который берет начало с красочной росписи стен, специальной краской смешанной с молоком. Появилась она в Калоче (Kalocsa) во второй половине XIX века, когда вслед за всей Европой, в Венгрии вошла в моду декоративная белая вышивка с прорезной гладью (ришилье) для украшения постельного и столового белья в богатых домах (отсюда название "господское шитье").

Именно такая вышивка была особенно популярна в регионе Kalocsa (город Kalosca и близлежащие деревни Szakmar, Homokmegye, Oregcserto), до тех пор пока в 1860 году здесь не открыли фабрику по изготовлению резиновых штампов для печатания рисунков на ткани. Это послужило толчком для дальнейшего развития местной вышивки, поскольку рукодельницы сами стали изобретать новые рисунки, которые переносили на ткани из высококачественного хлопка и льна. К 1890-м годам технику ришелье стали все чаще комбинировать с плоскими швами (основной шов вышивки из Калоча) , постепенно добавляя к белым разноцветные кустарно покрашенные нитки черного, затем - синего, красного и зеленого, и позже-желтого и розового цветов. К сожалению натуральные красители этих ниток оказались нестойкими, поэтому первые цветные вышивки быстро выгорали. Ситуация изменилась в 1912 году с открытием фабрики Nagyatad, которая начала обеспечивать вышивальщиц отличной пряжей всевозможных цветов.
С тех пор калочайская вышивка заиграла всеми привычными нам цветами, которые даже получили собственные названия: "тюльпан", "пламя", "вино", "гусиная зелень", "желтая зависть", "бархатно-синий" и др. Сейчас в "калочаи" используется уже 27 чистых и сочных тонов, которые позволяют создать на белом хлопке и льне гармоничные композиции из ярких тюльпанов, роз, незабудок, лилий, винограда, паприки и т.п.. Шесть основных цветов всегда выступают в паре оттеняя и дополняя друг друга - это "фиолетовый и красный", "зеленый и темно-зеленый", "синий и голубой", "апельсиновый и лимонный", "розовый и ярко-розовый", "сиреневый и темно-сиреневый".
Каждый цвет венгерской вышивки, конечно же, не случаен. Так, красный - символизирует лето, радость и жизнь; зеленый - надежду и пробуждения природы; желтый - цвет солнца или разлуки, а фиолетовый - поначалу был символом тоски, но позже утратил это значение, и стал использоваться просто как контрастный по отношению к красному. В тоже время, одноцветная синяя вышивка на черном фоне характерна для женщин за 40, сочетание сине-зелено-фиолетовой гаммы - символизирует траур или печаль, а черный цвет широко используется в одежде пожилых людей. Белый долгое время был цветом траура, но с легкой руки французской королевы Екатерины Медичи, которая поменяла белый и черный местами, начиная с XVI века во всей Европе стал символом чистоты и невинности присущих невесте. Если соотнести цветовую гамму калочайской вышивки с возрастом женщины, то самые яркие и роскошные цветы достанутся молодым девушкам (особенно невестам), а далее, все как в жизни, чем дальше, тем скуднее и темнее краски.
Что касается сюжетов, то, как мы уже выяснили, все они были позаимствованы у природы, никогда полностью не повторяются, имеют растительные мотивы и располагались на ткани в один ряд, кругом или венком. А в случае фартука или жилета, полностью покрывают поверхность изделия. В каждый сюжет включены как крупные, так и более  мелкие цветы, что позволяет выстраивать "плотную"  законченную композицию. Однажды созданный рисунок многократно повторяется в работах других рукодельниц, отражая их собственный почерк и цветовые пристрастия, но... в рамках единого хорошо узнаваемого "калочайского" стиля. Что до техники, то она разделилась на два основных направления - вышивка гладью без прорезей и вышивка с прорезной гладью (ришелье) или на мозаичной сетке, выполненной игольчатым кружевом.
Последнюю еще иногда называют "венгерской инкрустацией".
Традиционная вышивка из Калоча находит применение как в декорировании постельного и столового белья (простыни, наволочки, скатерти, салфетки, дорожки), так и для украшения всевозможных элементов мужской и женской одежды - от воротника и манжет, до рубашек и блузок.
Одной из самых знаменитых мастериц из Калоча была Ковач Кирали Илис (Kovacs Kiraly Ilus, 1886-1966), воспитавшая не одно поколение вышивальщиц. 
Если на вышивке "калочаи" мотив симметричен и его половинки полностью повторяются - это подделка.
Количество мотивом вышивки "калочаи" никто никогда не подсчитывал, но самую большую коллекцию из 529 штук собрала Veronika Kakonyi из Szakmar.








Мастер-класс смотрите здесь: http://vrukodelii.com/vengerskaya-inkrustatsiya/

Декоративные мотивы Калоча используются не только в вышивке и росписи стен. Эти яркие цветы можно встретить и на расписанной вручную продукции Kalocsai Porcelán Manufaktúra (Фарфоровая фабрика Калочаи)
- тарелках, чашках, ложечках, пасхальных яйцах и др.




4 комментария:

  1. Спасибо за интересный рассказ. Почти 35 лет назад была в Венгрии и ужинала в каком-то ресторане, где панели стен и спинки стульев были украшены калочайской вышивкой. Даже проспектик был с фотографией. До сих пор эта красота перед глазами стоит. Хочется еще туда вернуться. Но даже город не помню, да и за столько лет наверное всё изменилось. А жаль! Мечтаю сделать нечто подобное на своей кухне.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне тоже эта вышивка очень нравится. Сколько бывала в Венгрии, всегда на нее любовалась, но все, что хотелось купить, стоило невероятно дорого... поэтому пока только мечтаю!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Буквально на днях узнала об этой вышивке и очень заинтересовалась ! Теперь непременно хочу её освоить. Большое сасибо Вам за статью .

    ОтветитьУдалить