В Баварском национальном музее (Мюнхен) расположена самая ценная и известная в мире коллекция сцен Рождества (Krippen). На выставке, которая открыта с начала ноября до конца января, представлено более 60 рождественских сцен, созданных в Неаполе (Италия), Тироле и Баварии в период с 1700-х годов до начала 20-го века.
"Сцены", привезенные из альпийского региона, более аскетичны и строги, поскольку были созданы преимущественно для церквей и монастырей, а популярные в аристократической среде второй половины XVIII века итальянские "ясли", поражают роскошью и размахом.
Музей обязан большей частью коллекции мюнхенскому банкиру Максу Шмедереру (1854-1917), который десятилетиями приобретал в Баварии, Тироле, Неаполе и на Сицилии вертепы и аксессуары к ним. Каждый год на Рождество он открывал двери своего мюнхенского дома для посетителей и делал эту коллекцию общедоступной. В результате он разработал свой авторский стиль инсталляции, который сохранен сейчас и в Баварском национальном музее. В основном все собранные композиции иллюстрируют события Рождества, но некоторая часть панорам и групп рисунков иллюстрирует другие библейские события или притчи (по материалам
http://www.bayerisches-nationalmuseum.de/).
От себя могу сказать, что специально запланировала посещение Баварского национального музея, чтобы увидеть эту коллекцию, и не пожалела об этом ни одной минуты. И сам музей, и его отдел знаменитых Krippen оказались настоящей шкатулкой с уникальными драгоценностями! О музее расскажу как-нибудь позднее, а что касается рождественских инсталляций, то они произвели на меня очень сильное впечатление. Расположенные в темноте нижнего этажа, а по сути в подвальном помещении, яркие панорамы поражают мастерской проработкой пейзажей, фигур, костюмов и аксессуаров. Все это очень интересно выставлено в стеклянных "аквариумах" различных размеров, которые светятся на фоне темных стен, как экраны телевизоров с 3D эффектом. Особенное впечатление, конечно, производят неаполитанские "ясли". В Неаполе их часто выставляли на крышах домов на естественном фоне Везувия и по словам очевидцев, это было неповторимое зрелище. Короче говоря, спасибо банкиру Максу Шмедереру за интересную и очень познавательную экскурсию!
|
Панорама из бумажных фигур |
|
Панорама из бумажных фигур |
|
Панорама из бумажных фигур |
|
Панорама из бумажных фигур |
|
Панорама из бумажных фигур |
|
Панорама из бумажных фигур |
|
Панорама из бумажных фигур |
|
Неаполь, 1750/1790 Поклонение на фоне Неаполитанского залива
(головки терракотовые, полихромные, конечности деревянные, резные и полихромные, текстильная одежда,
высота фигур около 38 см). |
Каждый из этих"вертепов", созданных в XVIII веке для неаполитанской аристократии, включает в себя три различные сцены: Поклонение пастухов, повседневная жизнь на шумных улицах Неаполя и, наконец, приближающаяся процессия и Поклонение королей. Обилие изысканно детализированных миниатюрных реквизитов и аксессуаров (finimenti) делает рынок и уличные сцены живыми и реалистичными: половинки свинины в мясной лавке, корзины с фруктами и овощами, выставленные под сводами крытого рынка, собаки и кошки, обнюхивающие, не говоря уже о фигурах неаполитанцев, занятых оживленной беседой. Эти фигуры с терракотовыми головками были изготовлены на Королевской фарфоровой фабрике Каподимонте и одеты в типичные наряды того времени.
|
Неаполь, 1750/1790, Уличная сценка с рынком
(головки терракотовые с полихромом, конечности деревянные, резные и полихромные, текстильная одежда) |
В 1903/04 г. создатель этой коллекции банкир Макс Шмедерер спроектировал и построил мраморный дворец в стиле итальянского ренессанса. В нем находятся лучшие фигуры из коллекции, которые, возможно, принадлежали неаполитанскому королевскому двору. Юная, хрупкая фигура Марии с младенцем Христом - это работа Джузеппе Саммартино (1720–1793). Фигуры Трех Королей с Востока также высочайшего качествао: пожилой коленопреклоненный царь с тонко вырезанными чертами лица и серой бородой, подходящий к Святому Семейству царь средних лет и молодой мавританский король. Слева слуги разгружают багаж; справа группа из сорока музыкантов, играющих на духовых инструментах. (Неаполь, 1750/1790, головки терракотовые, полихромные, конечности деревянные, резные и полихромные, текстильная одежда)
Грандиозная коллекция! Да, спасибо банкиру Максу Шмедереру за его труд!! Замечательно, что все это сохранено и можно полюбоваться этими чудесными работами! Спасибо, Ирина!!
ОтветитьУдалить