понедельник, 21 июля 2014 г.

Шейх Шамсуддин - вышивальщик в тринадцатом поколении

Один из величайших мастеров индийской вышивки «зардози» («вышивка золотом»), вышивальщик в тринадцатом поколении и автор уникальной техники трехмерной вышивки Шейх Шамсуддин (Sheikh Shams Uddin, Padma Shri Shams, Shams) родился 7 сентября 1917 года в древней столице Великих Моголов городе Агра (Индия).
Наверное, стать знаменитым вышивальщиком Шамсуддину было предначертано самой судьбой. Во-первых, Агра, к моменту его рождения, вот уже около 300 лет была всемирно известным центром вышивки «зардози», а, во-вторых, он родился  в семье знаменитого вышивальщика Late habib Buksh, прославившегося тем, что дважды вышивал парадные одежды для членов Британской королевской семьи (коронационное платье для жены Эдуарда VII Королевы Александры в 1902 году и парадный костюм для Короля Георга V во время его посещения Дели в 1911 году).
Именно в мастерской отца, мальчик шаг за шагом начал осваивать технику древнего искусства «золотого шитья», а став опытным мастером, создал свой собственный современный вариант старинной вышивки «зардози», и, доведя его до совершенства, превратил в настоящее искусство.
О секретах техники трехмерной вышивки, разработанной Шейхом Шамсуддином известно очень мало. «Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем... Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком» (Molly). «Шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц» (ntv.ru). Высота отдельных «участков» рельефных картин достигает 5 дюймов (12,7 см).
Кроме того, это самые тяжелые и дорогие вышивки в мире. Украшенные тысячами самоцветов и сотнями драгоценных камней, не говоря уже о километрах золотых, серебряных и шелковых нитей, эти картины весят более 200 килограмм и стояли бы десятки (а может быть и сотни) тысяч долларов, если бы их когда-либо решили продать.
Рекордсменом стоимости среди работ Шамсуддина стали его знаменитые «Шахматы», цена которых сопоставима, разве что, с ценой знаменитых жемчужных ковров Барода. В 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсал предложил за них два миллиона восемьсот тысяч долларов (по другим данным 2,3 млн.), но Шамсуддин, как и большинство самых обычных вышивальщиков и вышивальщиц, со своими работами расставаться не любил и шейху отказал.
С весом и ценой этих грандиозных вышивок может поспорить только время и труд, затраченные на их изготовление. Так, например, на создание тех же «Шахмат», мастер истратил 30 лет своей жизни, и это, кстати, отлично объясняет его отказ продать работу арабскому шейху. 
Вообще, нежелание Шейха Шамсуддина расставаться со своими работами сыграло на руку не только всем поклонникам его искусства (иначе работы разлетелись бы по закрытым частным коллекциям), но и ювелирному дому Kohinoor Jewellers, который при жизни мастера был его эксклюзивным поставщиком (драгоценные камни и нити), а после смерти Шамсуддина (1999 год) открыл у себя галерею его работ (Shams Gallery). 
«Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!» Доступ в галерею открыт для всех желающих (по предварительной записи и после тщательной проверки) и все, кто там побывал, говорят, что это незабываемое зрелище. Музей оснащен по последнему слову техники с климат-контролем, световыми эффектами и мобильными стенами, приходящими в движение с помощью пультов. 
Устроители экспозиции не просто показывают неповторимые гобелены Шамсуддина, но устраивают целое шоу, которое многократно усиливает впечатление от увиденного. 
Вот, например, как описывает это зрелище некоторые посетители: «Пройдя все контроли, мы очутились в кондиционированном холле, стены которого были увешаны трехмерной вышивкой. Рельеф на некоторых из них возвышался до 5 дюймов (12,7 см). 
Хранитель музея г-н Матур объяснил, что эта высота достигается не внутренним заполнением, а техникой, придуманной Падма Шри-Шамс. Объем наращивается за счет многократного прохождения хлопковой нитью, поверх которой вышивается тонкий шелковый слой. 
 Он также добавил, что все эти картины – работы учеников Шамсуддина, которые выставлены на продажу, а сейчас мы пройдем в отдельное помещение, где хранятся шедевры великого мастера. Их оберегают как зеницу ока, и не продают ни за какие деньги. Комната, в которую мы зашли, выглядела пустой, но г-н Матур нажал кнопку на пульте, и на одной из стен поднялся занавес. На стене в лучах света висел огромный персидский ковер вышитый драгоценными и полудрагоценными камнями (30000 карат). 



Все замерли от восторга, но это было только начало шоу. Поднялась следующая штора, и мы увидели квадрат с шахматной доской в обрамлении картин дикой природы. 


  

За следующими шторами скрывался удивительно яркий леопард с павлином в зубах, 


сияющий белым мрамором Тадж-Махал 



и выразительно рельефный Иисус с отарой овец («Добрый пастырь», 18 лет, 6570 дней, 2,52 на 1,91 м)



Когда первое оцепенение прошло, мы попросили разрешение сфотографировать работы, и нам разрешили это сделать без вспышек» www.craigandstephsvacations.com 
«Мы вошли в темную комнату, и вдруг луч света выхватил из темноты великолепный яркий букет в драгоценной вазе. Казалось, он висел в воздухе. Хранитель музея Ghanshyam Mathur рассказал, что это последняя работа мастера, которую он, уже практически слепой (потерял зрение в 1985 году), сделал в подарок к 50-летию своей жены. Букет был вышит гладью в несколько этапов. Каждый цветок вышивался отдельно, а потом все они были собраны в единую композицию. Размеры картины 2,27 м на 1,68 м, работа заняла 4170 дней, а общий вес драгоценных камней и золотой нити составляет 22000 карат.

  
Затем луч света переместился на другую, не менее прекрасную и масштабную картину, изображавшую схватку двух бойцовых петухов, на которой мастер трудился 1475 дней,


потом на ягура с павлином в зубах («Ягуар», 620 дней, 10000 карат, 2,72 на 1,93 м ).


Потом мы посмотрели все представленные работы. Их было около 20-ти, и все они изображали сцены дикой природы. Например, охотившегося на куропаток гепарда или настигшего африканскую зебру льва, гуляющих павлинов или сидящих на ветках попугаев. Все было сделано с высочайшим талантом, отличалось сочностью красок и точностью изображения. Ghanshyam Mathur объяснил, что благодаря фокусировке  луча света только на одной работе, достигается максимальный драматический эффект. И мы не могли с ним не согласиться» (www.taipeitimes.com).
Работа учеников, стоимость 600$-800$
Очевидно, автор имеет в виду не только работы Шамсуддина, которых в музее, всего 7-8 (а на сайте вообще только 3), но и некоторых из 5000 учеников мастера, лучшим из которых стал его старший сын, наследник великой династии и вышивальщик в четырнадцатом поколении - Раисуддин
«Мастерская Раисуддина находится на окраине Агры. На втором и третьем этажах большого жилого дома трудятся десятки людей. В мастерской целый день царит полная тишина, работники так сосредоточены, что посторонний шум только мешает. «Главный Мастер» внимательно следит за работой. Женщин с иголкой и нитками здесь не увидишь, такая ответственная работа — только для мужчин! Многим из мастеров уже за пятьдесят, и большинство носят очки. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных — стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов. Мастер Хаджи Масуд вышивает целых сорок лет. Чтобы сделать «мор» — павлина с распущенным хвостом, одних только зеленых ниток ему потребовалось больше двадцати разных оттенков. А на всю картину с деревьями и листьями — больше пятидесяти!»  (Чулов Дмитрий). И все же не один из этих мастеров не может достичь высот, покоренных гениальным Шамсуддином. Чего стоят одни только рамы, обрамляющие все картины кроме последней ("Букет цветов"), для которой ослепший вышивальщик сделать раму уже не успел.


За свою долгую творческую жизнь Sheikh Shams Uddin снискал уважение и похвалы многих известных людей (Махатма и Индира Ганди, Рональд Рейган, Принц Чарльз и др.), а также получил много правительственных наград. Среди них «Padma Shri» (1989) - четвертая по значимости гражданская награда Индии, благодаря которой мастера стали называть Padma Shri Shams.


Здесь можно посмотреть очень интересный сюжет о Шамсуддине и его вышивках 

Источники:

13 комментариев:

  1. Thank youfor sharing those precious embroideries! I suppose, Zardozi is the most difficult but most good looking embroidery ever!
    Have a lovely week :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Yes, this embroidery is very difficult, but it looks fantastic!!!

      Удалить
  2. Какая же красота! Я б тоже не продала. Думаю, что Шамсуддин хотел, чтобы его работы принадлежали Индии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Он, кроме всего прочего, исповедовал философию натурализма и не рассматривал вышивку, как способ обогащения. Он, просто, делал мир лучше!!!

      Удалить
  3. У таких произведений искусств нет цены. Это достояние мировой культуры, как полотна Рафаэля или картины Гогена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна! Такое мастерство нельзя измерить деньгами!!! Странно только, что в сюжете говорится о том, что даже в Индии об этом музее мало кто знает...

      Удалить
  4. Хотелось бы их увидеть! Наверное это что-то нереальное!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Господи, ужас! Случайно удалила очень интересный комментарий, о том какая это сложная вышивка и как негативно она сказывается на зрении вышивальщиц. Причем, написала его рукодельница, которая владеет подобной техникой и знает это не из книг. В сюжете, на который я дала ссылку тоже говорится о том, что все вышивальщики на каком-то этапе надевают очки...

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за потрясающий рассказ! Это волшебно, просто волшебно!

    ОтветитьУдалить
  7. Да! Вышивка, действительно, потрясающая!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, что поделились прекрасным работы Shamsuddin вышивкой.
    manela

    ОтветитьУдалить