Мой блог о путешествиях

среда, 13 марта 2013 г.

Знаменитые "русские лаки": Палех

"Палехская роспись" - разновидность традиционной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше, возникшая  в поселке Палех (Ивановская область) в 1924 году на основе иконописного промысла.
История: Точная дата основания села Палех (название, возможно, происходит от фамилии князей Палецких, владевших селом до 1628 года или от протекающей рядом реки Палешка) не известна, но первые письменные упоминания о нем относятся к XVI веку. Что же касается иконописного промысла, то судя по сохранившимся документам, он появился здесь в первой половине XVII века, а уже к середине того же века слава о нем достигла Москвы и местных мастеров стали приглашать "для работ к царскому двору".  При этом палешан ценили не только за высокое исполнительское мастерство, но и за неповторимый самобытный стиль.

Дело в том, что отрезанный лесами и бездорожьем Палех не затронуло такое явление как "расхожие" иконы (дешевые иконы массового производства, которые продавали коробейники), а потому каждая палехская икона была продуктом долгого и кропотливого труда и особого стиля, секреты которого тщательно сохранялись и передавались из поколения в поколение. К XVIII веку, после наведения порядка в иконописном деле, этот промысел остался лишь в трех селах Владимирской губернии - Палехе, Мстёре и Холуе. 
Однако, в отличие от более продвинутых жителей Холуя и Мстеры, палешане продолжали писать иконы семейно-кустарным способом в свободное от сельского хозяйства время. Причем писали они их только по старинным образцам с обязательным разделением труда, установленным еще во времена Древней Руси ("знаменьщик" наносил рисунок, "доличник" писал одежды и палаты, а "личник" - лица). Писались иконы долго, стоили дорого и покупались, в основном, старообрядцами и большими ценителями старины.
В 1814 году в Палехе работало уже 600 иконописцев, среди которых выделялись братья Каурцевы (две их работы даже были отосланы Гёте по его личной просьбе), а к 40-м годам в селе появились первые мастерские. Но со средины XIX века палехскую иконопись постигла участь всех подобных промыслов - здесь тоже начал внедряться ремесленный подход, который привел к резкому снижению качества. Положение также усугубило и появление дешевых печатных икон. Ситуация была настолько критичной, что в дело вмешался "Комитет попечительства о русской иконописи", который в 1902 году основал в Палехе, Мстёре и Холуе четырехгодичные иконописные школы.  
А в 1917 году грянула революция, и с иконописью было покончено надолго и всерьез.  Мастера остались без работы, но... к счастью, ненадолго. Чтобы навыки не пропадали, в 1920 году около 30-ти палехских мастеров начали расписывать всевозможные деревянные изделия (ларцы, солонки, тарелки и т.п.). 
Но традиционные приемы плоской росписи никак не ложились на объемные предметы, и дело не шло... до тех пор, пока в 1922 году художник Иван Голиков не увидел в московском Кустарном музее (Музей народного искусства) федоскинскую лаковую шкатулку из папье-маше и не решил написать что-то подобное.
Вскоре в иконописной мастерской Александра Глазунова была написала первая палехская миниатюра "Адам в раю" (в серебристо-золотой цветовой гамме). Глазунов отнес ее в Кустарный музей, там рисунок оценили, и выдали Голикову полуфабрикат для дальнейшей работы. Дело сдвинулось с мертвой точки. К Голикову присоединился сам Глазунов, а также Вакуров и Котухин. Затем мастера вернулись в Палех и подключил к этому промыслу местных художников. 5 декабря 1924 года 7 известных художников-палешан объединились в ртель древней жизни" (позже к ним присоединилось еще 3 мастера). А спустя год их изделия уже имели грандиозный успех на выставке в Париже. С этого и началась всемирно известная "Палехская роспись". В тоже время первому поколению "лаковых мастеров" Палеха пришлось решать не одну сложнейшую задачу. Например, как адаптировать плоскую церковную живопись к объемным формам бытовых предметов, или как наладить производство полуфабрикатов из папье-маше.
Ведь поначалу все заготовки приходилось закупать в Федоскино, а там не спешили открывать свои секреты. Но, как говорится, нет ничего тайного, что не стало бы явным. И вскоре процесс изготовления предметов из папье-маше стал известен и палешанам. И тогда украшенные золотом черные лакированные ларцы, шкатулки, броши или тарелки с яркими и красочными рисунками стали палехскими на все сто. 
С тех пор много воды утекло и  разное было в истории палехского промысла. Но самое главное, что верные своему делу мастера сохранили уникальные традиции и технику письма местной лаковой миниатюры. К сожалению, сейчас истинных художников-палешан осталось совсем немного и работают они только на дому, а поток "палеха", произведенного многочисленными артелями и кооперативами не всегда соответствует необходимым требованиям стиля и качества. Но от этого еще ценнее становятся "правильные" образцы.
Особенности уникальной палехской школы:
- темперная живопись (на яичном желтке разбавленном хлебным квасом или столовым уксусом);
- условная стилистика изображения;
- миниатюрное письмо;
- многообразие элементов композиции;
- мягкая манера письма;
- живописность образов;
- узорчатость "палатного"(дома) письма;
- удлиненность и изящество фигур;
- фоны разных тонов, вплоть до золотых;
- обилие золотого декора (золото используется листовое);
- широкие и светлые пробелы краской (древний иконописный прием).
Что касается тематики, то это бытовые, литературные, фольклорные и исторические сюжеты. 
Следует также отметить, что кроме иконописи и лаковой миниатюры палешане   многие века занимались и монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации Грановитой палаты Московского Кремля, а также многих соборов и церквей: в Троице-Сергиевой лавре, Новодевичьем монастыре и др.
Процесс изготовления (схематично):
Картон сначала склеивают и прессуют, затем сушат и варят в льняном масле. Снова сушат. Потом заготовки обтачивают, грунтуют красной глиной, зачищают и шлифуют. Готовую болванку красят в черный цвет снаружи и красный внутри. Сушат и покрывают лаком. Следующий этап - роспись. Затем изделие лакируют и полируют.







P.S. Я постаралась проиллюстрировать текст работами известных мастеров "Артели" - А. Глазунова, И. Голикова, И. Баканова, А. Котухин  и др. 


Кстати, на первых порах все они расписывали еще и фарфор:


по материалам http://palekh.narod.ru/win/histor.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий