среда, 13 марта 2013 г.

Знаменитые "русские лаки": Мстёра

Хотела ограничиться Палехом и Федоскино, но поняла, что без Мстёры рассказ о "русских лаках" будет неполным.
"Мстёрская лаковая роспись" - один из видов русской традиционной миниатюрной живописи темперой на изделиях из папье-маше, сложившаяся в селе Мстёра (Владимирская область) к 1930 году на базе иконописного промысла. Искусство Мстеры уникально как по техники письма, так и по характеру материалов, методу создания художественных образов. Образцы зарегистрированы Министерством промышленности, науки и технологии РФ и отнесены к изделиям признанного художественного достоинства.

История:
История Богоявленской слободки, так до XIX века называлась Мстёра (нынешнее название от соседней реки Мстёрки), начинается в XVI веке, а первое письменное упоминание относится к 1609 году. В те времена это была, расположенная рядом с церковью Богоявления Господня (отчего и получила такое название) небольшая вотчина князей Ромодановских. Начиналась слободка с 70 жителей, а к концу XIX века в ней уже проживало около 4000 человек, и это было "одно из самых бойких мест края", "которое только носит официальное звание села, а по фабричной деятельности и торговле, по всему быту ... - это настоящий город".
Заняться ремеслами и торговлей слобожан вынудили малоземелье и крайняя скудость местной почвы, а потому возникновение здесь в начале XVIII века иконописного промысла выглядело вполне логично, ведь еще с XVII века написанием икон успешно занимались монахи Богоявленского монастыря. Прошло около ста пятидесяти лет и Мстера стала главным иконописным центром России, где написанием и продажей икон занималось больше половины мужского населения. Какие только иконы здесь не писали: живописные, цветные, подризные и др.
Однако, в отличие от палехских, все это были недорогие иконы низкого качества. Хотя делали здесь и эксклюзив. Этим направлением занимались "старинщики", которые не только реставрировали старые иконы но мастерски писали иконы "под старину" с учетом всех канонов древнерусской живописи.
Это была тонкая, кропотливая и дорогая работа, рассчитанная, в основном, на старообрядцев. Изготовленные во Мстёре расхожие (дешевые) иконы "краснушки", благодаря офеням (торговцы вразнос) были известны и востребованы по всей России, а потому небольшие семейные производства постепенно выросли в достаточно крупные мастерские со штатом иконописцев до 30-ти человек. Но в начале XX века на рынке появились дешевые печатные иконы и кустарный иконописный промысел пошел на убыль. Не стала исключением и Мстёра, где количество мастерских резко сократилось, а после 1917 года их не стало вообще.
Прошло долгих шесть лет, прежде чем 11 мстёрских иконописцев, вслед за палешанами (жители Палеха) в 1923 году объединились в "Артель древнерусской живописи". И здесь им очень пригодились навыки написания бесстильных "себякинских" икон, в которых в большей мере проявлялась фантазия авторов. Однако, первые свои опыты мстёряне  ставили на деревянных солонках, тарелках и матрешках. И хотя в 1928 году в "Артели" уже состояло 60 художников, качественного сдвига это не приносило. Процесс пошел только в 1931 году, когда мастерами из Мстеры была освоена технология изготовления и росписи изделий из папье-маше (процесс производства заготовок изучили в Федоскино, а принципы росписи - на курсах в Москве).
В 1931 году в Мстёре была образована артель "Пролетарское искусство" с отдельным цехом росписи папье-маше, в котором новым искусством занялись 5 ведущих художников. Так в 30-е годы XX века родилась всемирно известная "мстёрская лаковая миниатюра". При этом темперные краски, как и прежде, растирались по древнерусскому способу на яичном желтке с добавлением воды и хлебного кваса, а общая стилистика "миниатюр" сохранила основные принципы мстёрского иконного письма (пропорции фигур, условное изображение пейзажа и т.п.). Что касается тематики, то это фольклор, литературные произведения и сцены из крестьянской жизни.
Особенности мстёрского письма:
Отсутствие черной основы под рисунком (сплошная белильная подготовка под живопись позволяет краскам ярче проявлять свой цвет).
Мягкость колорита.
Небольшой размер человеческих фигур.
Особая роль пейзажа в построении композиции (он пишется мелкими узорными мазками на фоне голубого неба).
Пространство имеет глубину (строится несколькими живописными планами).
Написанную композицию всегда обрамляет изящный орнамент (на основе древнерусских узоров), выполненный твореным золотом (серебром) в технике цветочной росписи . Такой же орнамент часто покрывает и боковые грани.
Крышки изделий могут украшаться исключительно близким к росписи XVII века цветочным орнаментом.
Процесс изготовления:
Сначала картон режется на определенные размеры, проклеивается мучным клейстером, навивается на болванки нужной формы и величины и прессуется.
После просушки, заготовки пропитывают льняным маслом и формуются на токарном и столярном станках. Грунтуются и выравниваются. Покрываются черным лаком снаружи и киноварью (красный цвет) и светлым лаков внутри.
Затем изделие расписывается, покрывается лаком (5-8 слоев) и полируется.
Ассортимент: шкатулки, ларцы, очешники, офисные наборы, визитницы и др.
Маркировка: год изготовления, фамилия автора (исполнителя) и надпись "Мстёра"








Комментариев нет:

Отправить комментарий