Talavera рoblana (талавера поблана) - это знаменитая глазурованная мексиканская керамика, которая производится в городе Puebla (Пуэбла) и его окрестностях (Atlixco , Cholula и Tecali) с конца XVI века (1580 г). Аутентичной считается только та керамика, которая произведена с помощью гончарного круга из местной белой глины, покрыта глазурью с содержанием олова и расписана вручную в штате Пуэбла.
Немного истории:
Технология изготовления высококачественной майолики (керамика китайского происхождения, названная так в честь острова Майорка, откуда с XII века начала распространяться на Пиринейский полуостров и в Новый Свет) была завезена в Мексику из далекой Испании в период первых колониальных захватов, т.е. в конце XVI века (1580 г). Существует несколько предположений о том, как именно испанская майолика из Севильи и Толедо (Талавера де ла Рейна) попала в Новый Свет. Наиболее вероятной из них является версия о том, что ее привезли с собой доминиканские монахи из Талаверы де ла Реина, которые были знакомы с этим ремеслом у себя на родине и, попав в Мексику, применили свои знания для украшения церквей и монастырей. Благо в штате Пуэбла в избытке имелась превосходная белая глина, пригодная для производства майолики (керамики) самого высокого качества.
Поскольку потребности в керамической плитке все возрастали, а ее применение все расширялось, монахи начали обучать этому мастерству мексиканских ремесленников и даже индейцев, а в последующие годы ряды гончаров значительно пополнились и мастерами, прибывшими из Талаверы де ла Реина и Севильи. Особый вклад в создание местного стиля керамики талавера поблана внес Diego Gaytan.
С конца XVI до начала XVII века количество мастеров с собственным стилем и дизайном так возрасло, что в 1653 году правительство вынуждено было ввести четкие требования к уровню квалификации ремесленника, а так же качеству и стандартам декора истинной талаверы. Так, например, для защиты от подделки было предписано использовать дорогостоящий кобальт для декора и подписи готовых работ. Золотым веком развития местной керамики считается период с 1650 по 1750 годы.
Пуэбла становится главным гончарным центром Новой Испании, а ее изделия экспортируются в различные уголки Латинской Америки. К этому периоду относится и появление термина Talavera poblana (Талавера из города Пуэбла), которым местная керамика была официально отделена от испанской прародительницы из Талавера де ла Реина. XIX век стал губительным для местных промыслов. Это был длительный и тяжелый период войн за независимость, который привел к полному упадку мастерских в районе Пуэбла, число которых сократилось до 7-ми. Только ценой невероятных усилий, энтузиастов, коллекционеров и мастеров старой школы из Нового и Старого Света традиция изготовления керамики талавера поблана была сохранена и приумножена в XX веке. Сейчас коллекции этой керамики есть в экспозициях музеев Пуэблы, Мехико и Нью Йорка... А одна замечательная тарелка украсила и мою коллекцию.
Мексиканская талавера впитала в себя не только испанские традиции. В ней в той или иной мере отразилось влияние арабских, итальянских, китайских и местных мастеров керамики. Что касается цветовой гаммы, то в аутентичной талавере преобладают синий (китайское влияние династии Минь), а так же желтый, зеленый, оранжевый и фиолетовый цвета (с XVIII века, итальянское влияние). Процесс изготовление каждого предмета может занимать от трех до восьми месяцев. Для защиты аутентичной талаверы из города Пуэбла, изготавливающейся по традиционной технологии XIV века, от многочисленных подделок, в конце XX века (1999 г) керамика талавера поблана была защищенастатусом Denominacion de Origen De la Talavera (сертификат по происхождению). Сейчас существует только 9-ть (по другим источникам 12-ть) сертифицированных мастерских, которые получили право производить аутентичную керамику талавера поблана. Среди них:
"Уриарте Талавера" (Uriarte Talavera, 1824), Талавера Ла Рейна (Talavera de la Reyna, 1992), Армандо Талавера (Fabrica de Talavera Armando, 2000), Селия Талавера (Talavera Celia, 1992), Талавера Санта-Катарина (Talavera Santa Catarina) и др.
Отличительные черты аутентичной талаверы поблана:
1. Керамика производится из натуральной местной белой глины, добываемой в штате Пуэбла.
2. Кераика производится в городе Puebla и его окрестностях городах Atlixco, Cholula и Tecali.
3. Каждое изделие изготавливается на гончарном круге вручную и глазируется по технологии XVI века составом, содержащим олово и свинец в безопасной для организма человека концентрации.
4. Глазурь должна быть почти белой, слегка пористой с эффектом кракелюра.
5. Красители только 6-ти цветов (синий, желтый, черный, зеленый, оранжевый, фиолетовый), самостоятельно произведенные старинным способом из натуральных пигментов. Использование кобальта.
6. На тыльной стороне должны быть обозначены логотип производителя, инициалы художника и индекс завода в Пуэбла.
7. Базовый слой - белый.
8. Типичные рисунки - цветы, геометрические орнаменты, животные, люди и религиозные сюжеты.
9. Тонкая ручная обработка, глазировка и покраска глины, которая, примерно, в три раза увеличивает стоимость изделия, по сравнению с грубой крестьянской керамикой и состоит из следующих технологических этапов длиной от 3-х до 6-ти месяцев:
-подготовка и смешивание 2-х сортов глины. Удаление примесей (объем массы сокращается на 50%). Вымешивание ногами;
- работа на гончарном круге (формирование изделия) и высыхание в течение 8-12 недель;
- первый обжиг при температуре 850° C. Процесс превращения серой глины в "jahuete" (кирпичный цвет);
- глазировка;
- роспись (вручную натуральными кистями из меха и перьев);
- второй обжиг при температуре 1050° C.
10. Декор каждого изделия керамики талавера поблада - индивидуален.
11. Кроме домашней утвари, одним из самых распространенных изделий талавера поблада является azuleja (настенная плитка) для внешнего и внутреннего декора помещений.
12. Оригинальным украшением ванной комнаты станут и керамические раковины талавера поблада.
13. Другие изделия
http://www.uriartetalavera.com.mx
http://www.talaveradelareyna.com.mx/
Немного истории:
Технология изготовления высококачественной майолики (керамика китайского происхождения, названная так в честь острова Майорка, откуда с XII века начала распространяться на Пиринейский полуостров и в Новый Свет) была завезена в Мексику из далекой Испании в период первых колониальных захватов, т.е. в конце XVI века (1580 г). Существует несколько предположений о том, как именно испанская майолика из Севильи и Толедо (Талавера де ла Рейна) попала в Новый Свет. Наиболее вероятной из них является версия о том, что ее привезли с собой доминиканские монахи из Талаверы де ла Реина, которые были знакомы с этим ремеслом у себя на родине и, попав в Мексику, применили свои знания для украшения церквей и монастырей. Благо в штате Пуэбла в избытке имелась превосходная белая глина, пригодная для производства майолики (керамики) самого высокого качества.
Тарелка начала ХХ века |
С конца XVI до начала XVII века количество мастеров с собственным стилем и дизайном так возрасло, что в 1653 году правительство вынуждено было ввести четкие требования к уровню квалификации ремесленника, а так же качеству и стандартам декора истинной талаверы. Так, например, для защиты от подделки было предписано использовать дорогостоящий кобальт для декора и подписи готовых работ. Золотым веком развития местной керамики считается период с 1650 по 1750 годы.
Пуэбла становится главным гончарным центром Новой Испании, а ее изделия экспортируются в различные уголки Латинской Америки. К этому периоду относится и появление термина Talavera poblana (Талавера из города Пуэбла), которым местная керамика была официально отделена от испанской прародительницы из Талавера де ла Реина. XIX век стал губительным для местных промыслов. Это был длительный и тяжелый период войн за независимость, который привел к полному упадку мастерских в районе Пуэбла, число которых сократилось до 7-ми. Только ценой невероятных усилий, энтузиастов, коллекционеров и мастеров старой школы из Нового и Старого Света традиция изготовления керамики талавера поблана была сохранена и приумножена в XX веке. Сейчас коллекции этой керамики есть в экспозициях музеев Пуэблы, Мехико и Нью Йорка... А одна замечательная тарелка украсила и мою коллекцию.
Мексиканская талавера впитала в себя не только испанские традиции. В ней в той или иной мере отразилось влияние арабских, итальянских, китайских и местных мастеров керамики. Что касается цветовой гаммы, то в аутентичной талавере преобладают синий (китайское влияние династии Минь), а так же желтый, зеленый, оранжевый и фиолетовый цвета (с XVIII века, итальянское влияние). Процесс изготовление каждого предмета может занимать от трех до восьми месяцев. Для защиты аутентичной талаверы из города Пуэбла, изготавливающейся по традиционной технологии XIV века, от многочисленных подделок, в конце XX века (1999 г) керамика талавера поблана была защищенастатусом Denominacion de Origen De la Talavera (сертификат по происхождению). Сейчас существует только 9-ть (по другим источникам 12-ть) сертифицированных мастерских, которые получили право производить аутентичную керамику талавера поблана. Среди них:
"Уриарте Талавера" (Uriarte Talavera, 1824), Талавера Ла Рейна (Talavera de la Reyna, 1992), Армандо Талавера (Fabrica de Talavera Armando, 2000), Селия Талавера (Talavera Celia, 1992), Талавера Санта-Катарина (Talavera Santa Catarina) и др.
1. Керамика производится из натуральной местной белой глины, добываемой в штате Пуэбла.
2. Кераика производится в городе Puebla и его окрестностях городах Atlixco, Cholula и Tecali.
3. Каждое изделие изготавливается на гончарном круге вручную и глазируется по технологии XVI века составом, содержащим олово и свинец в безопасной для организма человека концентрации.
4. Глазурь должна быть почти белой, слегка пористой с эффектом кракелюра.
5. Красители только 6-ти цветов (синий, желтый, черный, зеленый, оранжевый, фиолетовый), самостоятельно произведенные старинным способом из натуральных пигментов. Использование кобальта.
6. На тыльной стороне должны быть обозначены логотип производителя, инициалы художника и индекс завода в Пуэбла.
7. Базовый слой - белый.
8. Типичные рисунки - цветы, геометрические орнаменты, животные, люди и религиозные сюжеты.
9. Тонкая ручная обработка, глазировка и покраска глины, которая, примерно, в три раза увеличивает стоимость изделия, по сравнению с грубой крестьянской керамикой и состоит из следующих технологических этапов длиной от 3-х до 6-ти месяцев:
-подготовка и смешивание 2-х сортов глины. Удаление примесей (объем массы сокращается на 50%). Вымешивание ногами;
- работа на гончарном круге (формирование изделия) и высыхание в течение 8-12 недель;
- первый обжиг при температуре 850° C. Процесс превращения серой глины в "jahuete" (кирпичный цвет);
- глазировка;
- роспись (вручную натуральными кистями из меха и перьев);
- второй обжиг при температуре 1050° C.
10. Декор каждого изделия керамики талавера поблада - индивидуален.
11. Кроме домашней утвари, одним из самых распространенных изделий талавера поблада является azuleja (настенная плитка) для внешнего и внутреннего декора помещений.
13. Другие изделия
http://www.uriartetalavera.com.mx
http://www.talaveradelareyna.com.mx/
Ирина, огромное спасибо за шикарную экскурсию в рай!
ОтветитьУдалитьА в моей коллекции есть одна такая тарелочка!!!!!!!!!!!!!!
ОтветитьУдалить