среда, 20 февраля 2013 г.

Испанская керамика Talavera de la Reina

Talavera de la Reina - это крупнейший город провинции Толедо и самый известный в Испании центр по производству традиционной глазурованной керамики высшего качества. За что и получил второе название La Ciudad de la Ceramica (Город керамики).
Первые образцы керамики в городе Талавера де ла Реина (Talavera de la Reina) относятся ко временам Римской империи. Однако, более широкое производство посуды началось в городе  в период позднего средневековья (XIV—XVI века, включая эпоху правления короля Карла V (1519-56 гг)), и носило четко выраженные черты стиля Mudejar (мудехар - мусульманин, ставший подданным католического короля в Испании, XI-XV вв). Это была скудно декорированная и толстостенная керамика простых форм пригодная только для домашнего использования.

Все изменилось в середине XVI века, когда к власти в Испании пришел король Филипп II (1556 - 1598 гг). Побывав в Голландии Филипп так проникся красотой местных дворцов, что решил декорировать свои испанские резиденции во Фламандском стиле.
Поэтому, возвращаясь домой, он прихватил с собой несколько голландских мастеров, самым известным из которых был Jan Floris ( Juan Flores), прибывший в Испанию в 1558 году. Именно ему в 1562 году было поручено производство первых местных изразцов для королевского дворца Alcazar de Madrid, именно его 21 ноября 1566 года направит король Филип II в город Талавера де ла Реина тестировать изобретенную севильским гончаром Jerónimo Montero новую испанскую керамику под названием “esponjada” (еспонхада, дословно - губчатая, пористая) и именно он, высоко оценив качество полученных образцов, немедленно включится в работу, объединив новою технологию со своим гигантским опытом и бесценным багажом знаний.
Так, в 1566 году сбылась мечта Филипа II. Вслед за Делфтом (Голландия) и Севром (Франция), Талавера де ла Реина, составив конкуренцию Севилье, стала крупным центром национального гончарного производства, а Испания получила свою собственную керамику эпохи возрождения с чертами итальянско-фламандского стиля. Почему итальянско-фламандского? Да, потому что из Антверпена голландский мастер Jan Floris привез в Талаверу технику позаимствованную в итальянских городах Урбино и Фаенца (город давший название фаянсу). К тому же он обучался гончарному делу и в мастерской Guido de Andres. Влияние этих двух итальянских школ и мастера Niculoso el Pisano, работавшего в это время в Севилье, обогатило технику, цветовую палитру и тематику испанской керамики, которая на первых порах производилась в основном для удовлетворения нужд королевского Двора.
Главными изделиями талаверских мастеров этого периода были всевозможные художественные изразцы для декорирования многочисленных королевских дворцов. Позже, приступив к производству столовой посуды и другой домашней утвари, гончары из Талаверы еще больше усовершенствовали технику формовки и декора своих изделий, добавив к ней более тонкие художественные приемы.
Существуют различные стили керамики Талавера-де-ла-Рейна, различающиеся по эпохам и сюжетам, например: Барокко, Ренессанс, Сцены охоты, Религиозные сюжеты, Птицы и др.
Однако, наиболее типичной считается традиционная сине-белая керамика, отражающая цвета города Талавера де ла Реина.
В то же время для коллекций из серии Возрождение характерны голубые, желтые и оранжевые цвета. Все это и многое другое можно увидеть и узнать в музее Museo de Cerámica Ruiz de Luna, где посетители  знакомятся не только с историей фабрики Ruiz de Luna, но и всей керамики Talavera de la Reina в целом. Есть там и раздел посвященный мексиканской керамике Talavera poblana, о которой я рассказала в предыдущем посте.
Что касается мастера Juan Ruiz de Luna, то он не случайно является символом современной керамики Талавера де ла Реина, поскольку именно ему она обязана своим вторым рождением, после периода упадка в первой половине XIX века. Именно Juan Ruiz de Luna проделал гигантскую работу по восстановлению форм и рисунков традиционной талаверской керамики эпохи Барокко и Возрождения, которую стал выпускать на своей новой фабрике, открытой в 1908 году.
К наиболее известным мастерским, которые сохранили традиционные стандарты талаверской керамики, относятся так же: Emilio Niveiro, Henche, Montemayor и Nueva Menora.
 Сейчас высокие стандарты мастерства испанских гончаров поддерживают такие фабрики как: Franpesa, Ceramica Rosi, Fabrica Taller J.A.Froilan, Ceramica San Augustin и др.
Все изделия, выполненные с соблюдением традиций керамики Талавера де ла Реина, отмечены специальным знаком -"marca de Calidad Talavera Cerámica" (знак качества керамики талавера). К самым популярным изделиям местной керамики относятся тарелки, вазы, кувшины и всевозможная декоративная плитка. Причем плитка может продаваться как целыми картинами (ими обычно украшают внешние и внутренние стены баров, ресторанов, магазинов и т.п.), так и поштучно (как обычная облицовочная плитка). Кроме того в любом магазине керамики можно найти плитки с цифрами и алфавитом. Ими, как правило, выкладывают номера домов и квартир, а так же имя и фамилию владельца. Если же вы не хотите выкладывать свое имя и адрес из отдельных плиточек, можно заказать красивую табличку целиком.







Комментариев нет:

Отправить комментарий