Вопреки
распространенному мнению о том, что искусство складывания тканевых салфеток
зародилось на Востоке (Япония, Китай),
первая «инструкция по художественному
складыванию салфеток» была напечатана в Европе в 1639 году (некоторые ученые считают, что это произошло еще в 1529 году) в
трактате по кулинарному искусству из серии «Le Tre trattati». Автор этой серии
немец Matthia Gieger жил в итальянском городе Падуя, работал мясником и упорно
практиковался в складывании салфеток.
Достигнув на этом
поприще выдающихся успехов, он не только опубликовал несколько книг по «салфеточному
искусству», но даже удостоился права преподавать этот предмет в местном
университете.
Золотым веком
европейского искусства складывания салфеток стала эпоха Возрождения и раннего
барокко. Замысловатые конструкции из салфеток прекрасно гармонировали с пышным
убранством банкетов и пиров. Перекликаясь с плиссировкой на одежде вельмож, они
эффектно дополняли кулинарные изыски, выставленные на бесконечных столах.
«Салфетки,
часто ароматизированные с розовой водой, использовались не только для защиты
одежды и вытирания рта: эффектно сложенная ткань часто предназначалась для
размещения именных карточек, листочков с меню или зубочисток. С ее помощью в
игривой и элегантной манере к столу подавались яйца, булочки или сладости. Иногда в салфетках
были спрятаны певчие птицы, которые сначала развлекали гостей щебетанием, а
потом, расправив крылья, выпархивали на волю. Во время крупных банкетов, таких,
например, как коронационные торжества, большое внимание уделялось не только
вкусу, но и презентации подаваемых блюд;
еда предназначалась не столько для утоления голода, сколько для того, чтобы
вызвать восторг и подчеркнуть богатство
и статус хозяина».
В записках о Золотом
веке искусства складывания салфеток приводятся такие факты: «Весь Нюренберг (Германия) был во власти
этого искусства. У дворецких были целые полки с пособиями по складыванию
салфеток, которые помогали им идти в ногу со временем. А местный житель Самуил Пепис заплатил 40 шиллингов, чтобы научить свою жену
этому ремеслу».
В XVIII веке сложные скульптуры из салфеток, так же как и их непременные
спутники – марципановые статуи, винные фонтаны и сахарные фантазии – уступили
место фарфоровым украшениям, а очень трудоемкое искусство складывания салфеток
было безвозвратно утеряно. И только спустя три с половиной сотни лет нашелся
художник, который решил возродить былую славу уникальных «салфеточных
украшений» XVII века.
Каталонский художник
Joan Sallas(1965) родился и вырос в Барселоне (Испания), а сейчас проживает и
работает в Германии. По его словам,
первые секреты складывания фигур из бумаги он узнал от своего дедушки, примерно,
лет в шесть. Это были лишь первые детские опыты, которые не прошли бесследно. Гораздо
позже, став карикатуристом, он приехал в Германию, чтобы проиллюстрировать
несколько книг, и в процессе работы вновь столкнулся с искусством «салфеточного
оригами». Знакомство со старинными иллюстрациями так повлияло на молодого
художника, что в 2000 году он решил в корне изменить свою жизнь и полностью сосредоточиться
на возрождении «искусства складывания салфеток».
Все последующие годы
были посвящены поиску старинных книг, кропотливому изучению гравюр в
«непонятных трактатах» и расшифровке витиеватых описаний царских банкетов XVI-XVII веков. Поскольку никаких
чертежей эти книги не содержали, «разбор» каждой «салфеточной скульптуры»
занимал недели, а то и месяцы.
"Моя любимая конструкция всегда та, которую я до
сих пор не расшифровал, та, которую я пока не знаю, как сложить. Для
исследователя невероятно интересно понять, как объект был сложен. Вы можете
сидеть над ним в течение многих дней и ночей, пока не поймете, как объект был
сложен".
А после получения
«инструкции по сборке», начиналась кропотливая робота, требующая большого
терпения и «может быть несколько скучноватая, особенно
когда приходится повторять одни и те же складки».
Но венцом этого рутинного занятия становится «почти мистической преображение белой
льняной материи в нечто фантастически прекрасное». И это окупает весь труд
сполна!
Сейчас виртуозу Joan
Sallas подвластны не только 9 основных общеизвестных методов сборки салфеток (вентиляторы, рулоны, лилии, блинчики,
шапки, слои, обелиски, саше и близнецы), но и многое из того, что осилить
может только он сам. Вообще терпению и выдержке этого человека можно только
позавидовать.
Например, для главного шоу, которое с успехом экспонировалось во
многих дворцах Европы, он обычно готовит около 100 экспонатов, три месяца
методично складывая в аккуратные складки до 200 метров белоснежной льняной
ткани. А по окончании Шоу все эти индюки, павлины, пагоды, броненосцы, рыбы и
многометровые змеи отправляется…… «в мусорное ведро» (!!!!!!!), чтобы для
следующего Шоу вновь возродиться из «свежей» материи. «Мое искусство эфемерно», - констатирует автор без тени сожаления.
Правда, в последнее время маэстро все же начал задумываться об открытии музея с
постоянной экспозицией.
Наверное, надоело тратить время на бесконечное повторение
одних и тех же моделей.
Кроме выставочной
работы Joan Sallas проводит семинары в музеях, преподает в школах и тюрьмах(!),
считая, что методичное складывание из бумаги и ткани дает отличный
терапевтический результат.
Единственный в своем роде мастер редкого искусства
складывания салфеток, Joan Sallas не
только обладает богатейшим частным собранием книг по этой тематике (более 2000
экземпляров), но находится в постоянном поиске все новых «сокровищ». Он ведет
большую научно-исследовательскую работу, мечтает о том, что «салфеточное
искусство» больше никогда не исчезнет и считает свои Шоу «не выставкой, а научно-исследовательским
проектом», «сердце которого не экспонаты, а динамично развивающиеся исследования».
А еще он до сих пор бьется над расшифровкой некоторых сложных конструкций,
схема сборки которых остается загадкой даже при наличии самых современных
технологий XXI века.
Источники:
Галерея
Дизайны складывания салфеток к праздничному столу здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий