Вопреки
распространенному мнению о том, что искусство складывания тканевых салфеток
зародилось на Востоке (Япония, Китай),


Золотым веком
европейского искусства складывания салфеток стала эпоха Возрождения и раннего
барокко. Замысловатые конструкции из салфеток прекрасно гармонировали с пышным
убранством банкетов и пиров. Перекликаясь с плиссировкой на одежде вельмож, они
эффектно дополняли кулинарные изыски, выставленные на бесконечных столах.
«Салфетки,
часто ароматизированные с розовой водой, использовались не только для защиты
одежды и вытирания рта: эффектно сложенная ткань часто предназначалась для
размещения именных карточек, листочков с меню или зубочисток. С ее помощью в
игривой и элегантной манере к столу подавались яйца, булочки или сладости. Иногда в салфетках
были спрятаны певчие птицы, которые сначала развлекали гостей щебетанием, а
потом, расправив крылья, выпархивали на волю. Во время крупных банкетов, таких,
например, как коронационные торжества, большое внимание уделялось не только
вкусу, но и презентации подаваемых блюд;
еда предназначалась не столько для утоления голода, сколько для того, чтобы
вызвать восторг и подчеркнуть богатство
и статус хозяина».
В записках о Золотом
веке искусства складывания салфеток приводятся такие факты: «Весь Нюренберг (Германия) был во власти
этого искусства. У дворецких были целые полки с пособиями по складыванию
салфеток, которые помогали им идти в ногу со временем. А местный житель Самуил Пепис заплатил 40 шиллингов, чтобы научить свою жену
этому ремеслу».
В XVIII веке сложные скульптуры из салфеток, так же как и их непременные
спутники – марципановые статуи, винные фонтаны и сахарные фантазии – уступили
место фарфоровым украшениям, а очень трудоемкое искусство складывания салфеток
было безвозвратно утеряно. И только спустя три с половиной сотни лет нашелся
художник, который решил возродить былую славу уникальных «салфеточных
украшений» XVII века.

Все последующие годы
были посвящены поиску старинных книг, кропотливому изучению гравюр в
«непонятных трактатах» и расшифровке витиеватых описаний царских банкетов XVI-XVII веков. Поскольку никаких
чертежей эти книги не содержали, «разбор» каждой «салфеточной скульптуры»
занимал недели, а то и месяцы.

А после получения
«инструкции по сборке», начиналась кропотливая робота, требующая большого
терпения и «может быть несколько скучноватая, особенно
когда приходится повторять одни и те же складки».
Но венцом этого рутинного занятия становится «почти мистической преображение белой
льняной материи в нечто фантастически прекрасное». И это окупает весь труд
сполна!
Сейчас виртуозу Joan
Sallas подвластны не только 9 основных общеизвестных методов сборки салфеток (вентиляторы, рулоны, лилии, блинчики,
шапки, слои, обелиски, саше и близнецы), но и многое из того, что осилить
может только он сам. Вообще терпению и выдержке этого человека можно только
позавидовать.

Наверное, надоело тратить время на бесконечное повторение
одних и тех же моделей.


Источники:
Галерея
Дизайны складывания салфеток к праздничному столу здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий