суббота, 8 марта 2014 г.

"Мое искусство эфемерно" или салфеточные фантазии от Joan Sallas

Вопреки распространенному мнению о том, что искусство складывания тканевых салфеток зародилось на Востоке (Япония, Китай), 
первая «инструкция по художественному складыванию салфеток» была напечатана в Европе в 1639 году (некоторые ученые считают, что это произошло еще в 1529 году) в трактате по кулинарному искусству из серии «Le Tre trattati». Автор этой серии немец Matthia Gieger жил в итальянском городе Падуя, работал мясником и упорно практиковался в складывании салфеток
Достигнув на этом поприще выдающихся успехов, он не только опубликовал несколько книг по «салфеточному искусству», но даже удостоился права преподавать этот предмет в местном университете.    
Золотым веком европейского искусства складывания салфеток стала эпоха Возрождения и раннего барокко. Замысловатые конструкции из салфеток прекрасно гармонировали с пышным убранством банкетов и пиров. Перекликаясь с плиссировкой на одежде вельмож, они эффектно дополняли кулинарные изыски, выставленные на бесконечных столах.

«Салфетки, часто ароматизированные с розовой водой, использовались не только для защиты одежды и вытирания рта: эффектно сложенная ткань часто предназначалась для размещения именных карточек, листочков с меню или зубочисток. С ее помощью в игривой и элегантной манере к столу подавались  яйца, булочки или сладости. Иногда в салфетках были спрятаны певчие птицы, которые сначала развлекали гостей щебетанием, а потом, расправив крылья, выпархивали на волю. Во время крупных банкетов, таких, например, как коронационные торжества, большое внимание уделялось не только вкусу, но и презентации  подаваемых блюд; еда предназначалась не столько для утоления голода, сколько для того, чтобы вызвать восторг и  подчеркнуть богатство и статус хозяина».
В записках о Золотом веке искусства складывания салфеток приводятся такие факты: «Весь Нюренберг (Германия) был во власти этого искусства. У дворецких были целые полки с пособиями по складыванию салфеток, которые помогали им идти в ногу со временем. А местный житель Самуил Пепис заплатил 40 шиллингов, чтобы научить свою жену этому ремеслу».
В XVIII веке сложные скульптуры из салфеток, так же как и их непременные спутники – марципановые статуи, винные фонтаны и сахарные фантазии – уступили место фарфоровым украшениям, а очень трудоемкое искусство складывания салфеток было безвозвратно утеряно. И только спустя три с половиной сотни лет нашелся художник, который решил возродить былую славу уникальных «салфеточных украшений» XVII века.
Каталонский художник Joan Sallas(1965) родился и вырос в Барселоне (Испания), а сейчас проживает и работает в Германии.  По его словам, первые секреты складывания фигур из бумаги он узнал от своего дедушки, примерно, лет в шесть. Это были лишь первые детские опыты, которые не прошли бесследно. Гораздо позже, став карикатуристом, он приехал в Германию, чтобы проиллюстрировать несколько книг, и в процессе работы вновь столкнулся с искусством «салфеточного оригами». Знакомство со старинными иллюстрациями так повлияло на молодого художника, что в 2000 году он решил в корне изменить свою жизнь и полностью сосредоточиться на возрождении «искусства складывания салфеток».
Все последующие годы были посвящены поиску старинных книг, кропотливому изучению гравюр в «непонятных трактатах» и расшифровке витиеватых описаний царских банкетов XVI-XVII веков. Поскольку никаких чертежей эти книги не содержали, «разбор» каждой «салфеточной скульптуры» занимал недели, а то и месяцы.
"Моя любимая конструкция всегда та, которую я до сих пор не расшифровал, та, которую я пока не знаю, как сложить. Для исследователя невероятно интересно понять, как объект был сложен. Вы можете сидеть над ним в течение многих дней и ночей, пока не поймете, как объект был сложен". 
А после получения «инструкции по сборке», начиналась кропотливая робота, требующая большого терпения и  «может быть несколько скучноватая, особенно когда приходится повторять одни и те же складки».
Но венцом этого рутинного занятия становится «почти мистической преображение белой льняной материи в нечто фантастически прекрасное». И это окупает весь труд сполна!
Сейчас виртуозу Joan Sallas подвластны не только 9 основных общеизвестных методов сборки салфеток (вентиляторы, рулоны, лилии, блинчики, шапки, слои, обелиски, саше и близнецы), но и многое из того, что осилить может только он сам. Вообще терпению и выдержке этого человека можно только позавидовать. 
Например, для главного шоу, которое с успехом экспонировалось во многих дворцах Европы, он обычно готовит около 100 экспонатов, три месяца методично складывая в аккуратные складки до 200 метров белоснежной льняной ткани. А по окончании Шоу все эти индюки, павлины, пагоды, броненосцы, рыбы и многометровые змеи отправляется…… «в мусорное ведро» (!!!!!!!), чтобы для следующего Шоу вновь возродиться из «свежей» материи. «Мое искусство эфемерно», - констатирует автор без тени сожаления. Правда, в последнее время маэстро все же начал задумываться об открытии музея с постоянной экспозицией. 
Наверное, надоело тратить время на бесконечное повторение одних и тех же моделей.
Кроме выставочной работы Joan Sallas проводит семинары в музеях, преподает в школах и тюрьмах(!), считая, что методичное складывание из бумаги и ткани дает отличный терапевтический результат. 
Единственный в своем роде мастер редкого искусства складывания салфеток,  Joan Sallas не только обладает богатейшим частным собранием книг по этой тематике (более 2000 экземпляров), но находится в постоянном поиске все новых «сокровищ». Он ведет большую научно-исследовательскую работу, мечтает о том, что «салфеточное искусство» больше никогда не исчезнет и считает свои Шоу «не выставкой, а научно-исследовательским проектом», «сердце которого не экспонаты, а динамично развивающиеся исследования». А еще он до сих пор бьется над расшифровкой некоторых сложных конструкций, схема сборки которых остается загадкой даже при наличии самых современных технологий XXI века.

Источники: 



Галерея








  






  
    

Дизайны складывания салфеток к праздничному столу здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий