среда, 4 сентября 2013 г.

Несколько слов о "луковичном декоре" из Мейсена

Наверное, нет в "посудном" мире другого декора, который был бы так же популярен, как созданным в 1739 году в немецком городе Мейсен знаменитый Zwiebelmuster ("луковичный узор") или  попросту  "синий лук"


Немного истории
Несколько слов о мейсенском фарфоре

Все началось с того, что в 1694 году Саксонией начал править большой поклонник искусства и страстный коллекционер всевозможного фарфора Август II Сильный. Одержимый фарфором курфюрст задался целью собрать самую большую коллекцию фарфора в Европе (к моменту его смерти (1733), собранная им коллекция насчитывала более 35 тыс. редчайших экспонатов и действительно была крупнейшей в Европе). Поскольку настоящий китайский и японский фарфор, а он особенно любил большие китайские вазы, во все времена ценился практически на вес золота, покупка его была делом весьма затратным даже для курфюрста, а следовательно государственная казна начала таять просто на глазах.
Нужно было что-то срочно предпринимать и, будучи покровителем алхимиков, Август поручил решение этого нелегкого вопроса алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру. Задача была поставлена предельно конкретно - сделать из ртути вожделенное золото. Но дальше небольших образцов Беттгер не пошел, за что был сослан в далекую саксонскую крепость под названием Кенигштайн. Именно там и произошла историческая встреча неудачливого алхимика Беттгера с известным ученым Эренфридом Вальтером фон Чирнхаузом, который по счастью служил в этой крепости комендантом. Итог этой встречи всем известен. 15 января 1708 года был раскрыт один из самых охраняемых китайских секретов - изобретен европейский белый фарфор. По сути технологию производства этого фарфора изобрел Чирнхауз, но поскольку он не дожил до открытия первой фарфоровой мануфактуры, все лавры достались только Беттгеру, который разработал метод его глазуровки, а в последствии немало потрудился над приданием ему высокохудожественной формы.
Китайский фарфор
Получив вместо золота драгоценный фарфор, Август Сильный был вполне доволен результатом и в 1710 году основал в городе Мейсен (Meissen, Саксония, Германия) первую в Европе фарфоровую мануфактуру, где начал производить белый глазурованный фарфор, качество которого во многом превосходило китайские аналоги, но ... Китайский фарфор был великолепно декорирован кобальтом, а это означало, что Беттгеру нужно было приниматься за дело и в кратчайшие сроки решить следующая практически неразрешимую задача - раскрыть тайну знаменитого китайского бело-синего фарфора. (Фарфор с синей подглазурной росписью впервые появился в 1420 году и стал особенно популярен в периода правления императора Канси (1662–1722). Он отличался ярким и глубоким тоном кобальта, богатством его оттенков, а также белизной и прозрачностью глазури). Опыты Беттгера и его помощников длились целых девять лет и успешно завершились в 1719 году (по другим источникам они продолжались вплоть до 1739 года). Европа, наконец, овладела тайной подглазурной кобальтовой росписи. Пора было разрабатывать собственный дизайн.

Декор "Синий лук" (1739)
В следующем году Мейссен будет отмечать 275-й юбилей своего самого знаменитого декора под названием  Zwiebelmuster (нем., "луковый узор"), который в действительности никакого отношения к луку не имеет.  Этот узор, авторство которого приписывается художнику Йохану Кречмеру, был создан на основе китайского декора с тремя благословенными плодами: гранами, персиками и лимонами. Но поскольку диковинные фрукты и цветы далекой Поднебесной мейсенским художникам были незнакомы, копировали они их весьма приблизительно и более привычно для европейского глаза.
В результате персики с гранатами превратились в гибрид, который некоторым напоминал арбуз, а абсолютному большинству - обычный репчатый лук. Поэтому первоначально этот декор прозвали просто "луковка". Завершали композицию стилизованные пионы обвитые вокруг стеблей бамбука. По сути, именно размещенные в центре рисунка цветы, а не идущий по краю "лук" создают основу знаменитой композиции. А есть изделия, на которых "лук" и вовсе отсутствует, но... Что сделано, то сделано - в историю этот декор вошел именно под названием "синий лук".
Поскольку изделия с декором "синий лук" были очень эффектны, но относительно дешевы в производстве, в конце XVIII века они стали очень популярны у среднего класса. Ну а спрос, как известно, рождает предложение.
И тут неопытные мейсенцы допустили главную стратегическую ошибку. Они не запатентовали свой уникальный декор и таким образом дали возможность остальным производителям без труда копировать свою находку. Кто его только не производил. Чтобы не перечислять весь внушительный список, назову лишь две самые знаменитые компании, которые тоже не смогли пройти мимо фарфорового "лука" - "Villeroy & Boch" (Германия) и "Wedgwood"(Великобритания). К концу XVIII века рынок был так перенасыщен бело-голубым фарфором, что спрос на него начал постепенно падать, а затем и вовсе угас. В ответ на это Мейсен временно прекратил выпуск луковичных коллекции и возобновил его только в 1819 году, когда интерес к этим узорам начал возрождаться вновь.
В 1865 году традиционный "лук" пробовали
отделывать золотом, а чуть позже разбавить синий декор красными цветами (т.н. Blue onion rich - "богатый синий лук"). Но эти эксперименты как-то не прижились.
В наши дни, так же как в 1740 году, когда была выпущена первая тарелка, луковичный декор создается только вручную. Сначала наносится краска серо-зеленого оттенка, которая мгновенно впитывается в пористую поверхность. (Наносить ее нужно "без права на ошибку", так как стереть впитавшуюся краску уже невозможно). Затем изделие погружают в глазурь и рисунок исчезает. Проявляется он уже в печи, в результате обжига при температуре 1450 градусов.Такие изделия можно приобрести у тех компаний, которые свято соблюдают сложившуюся почти триста лет назад оригинальную мейсенскую технологию.
Среди них немецкие фирмы Мейсен, Kahla и Hutschereuther, японская компания Blue Danube (с 1951 по 2010 год выпускали изделия с рисунком "Blue Danube" (Голубой Дунай), модификация "синего лука") и конечно же чешский завод Český porcelán a. s. Dubí, который специализируется на выпуске изделий с декором "синий лук" (с 1885 года- логотип Meissen, а с 1956 - Zwiebelmaster).

Галлерея



















Другое применение




4 комментария:

  1. Спасибо вам за такой шикарный пост) Сегодня случайно купила вот такую синюю тарелку, у бабуси на блошином рынке, за 150 руб)) заинтересовала её реальная цена, история, что это и т.д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поздравляю с покупкой! Рада, что понравился мой пост!

      Удалить
  2. очень похожий рисунок делали в п Буды Харьковской обл. Украина. называли его " бедный мак" и " богатый мак"))) на Будянском фаянсовом заводе)) местные гордились, что делают посуду "под джеди" и рисунок сами придумали. погуглите будянская посуда и сами убедитесь. а сзади эмблемка петушок синий или зеленый рисунок отсюда содран точно, но косовато...

    ОтветитьУдалить