Складные веера появились в Испании в XVI веке и вскоре стали настолько популярны, что в Мадриде появились первые мастерские по их производству. К XVIII веку основным центром производства "abanico español" (испанский веер) стала Валенсия. Здесь трудились уже десятки мастеров, самым знаменитым из которых был протеже графа Флоридабланка француз Eugenio Prost. И все было бы у них хорошо, если бы не лавина импортного товара из Италии и Франции, от которой нужно было как-то защищаться. Первый шаг был сделан в 1679 году, когда Король Карл II резко ограничил поток импорта вееров из соседних стран. Бизнес наладился. Ряды мастеров стали шириться и крепнуть. Решено было создать "профсоюз". Но первая попытка, предпринятая 8 июня 1693 года, бесславно провалилась. А тут еще и к власти пришел Филипп V (1700-1724), который будучи французом мало думал об испанских мастерах. Ограничения были сняты и в Испанию опять хлынул поток вееров из Франции, Италии, Голландии и Англии. Ситуация изменилась только с приходом следующего короля.
Со средины XVIII века Валенсия становится главным в Европе местом по производству вееров. С 1832 года здесь работает королевская фабрика (Real Fabrica de Abanicos). В 1825 году сюда переезжают два главных европейских мастера - французы Simonet и Coustelier, которые, правда, хоть и трудились в Валенсии, все же собирали веера из французских деталей. Тем не менее уже в первой половине XIX века испанцы окончательно отвоевали рынок. В 1840 году самыми известными веерными мастерскими становятся - "Romualdo Morera", "Jose Tior", "Jose Herrans" и мастерская самого знаменитого новатора "веерного дела" господина José Colomina y Arquer (1809 – 1875), прозванного Marqués de Colomina, с появлением которого великолепный испанский веер становится национальным продуктом №1.
Еще несколько слов следует сказать и о Francisco Martin y Alpuente, который производил веера в период 1850 по 1860 год и прославился знаменитыми веерами-репликами времен Королевы Изабеллы ("isabelinos"), одна из боковых планочек которых была снабжена чем-то вроде зеркала заднего вида, позволяющего девушке видеть все, что происходит у нее за спиной. Такие веера еще назывались cotilla (сплетница). Отдавая должное валенсийским мастерам, не следует забывать что параллельно с Валенсией abanicos производились практически во всех крупных городах Испании.
И хотя главным центром подготовки кадров и материалов для производства вееров по прежнему остается город Aldaya (окрестности Валенсии), сегодня по всей Испании работают десятки мастерских, которые производят веера для походов в церковь и визитов, для посещения оперы и корриды, для свадеб и фламенко, для дам и кавалеров. Большую статью бизнеса составляют также сувенирные, как правило, очень дешевые веера для туристов.
Исторически веера производились только вручную. И каждый такой веер был настоящим произведением искусства.. Основу веера делали из: натурального дерева, кости, перламутра, бронзы, филигранного серебра, сандала с инкрустациями из зеркала, камней, стекла или эмали.
Ткань: шелк, бархат, мягкая кожа (шевро), брюссельские кружева, лебяжьи перья, креп, русский мех и т.п. И сейчас, при желании, можно приобрести веер такого класса, только и цена на него будет соответствующая.
Самая полная коллекция антикварных испанских вееров - Los abanicos del Marqués de Colomina - это 94 веера, изготовленных с XVIII века по 1931 год, при этом главную часть экспозиции составляют веера, произведенные в мастерской José Colomina .
Комментариев нет:
Отправить комментарий