четверг, 7 февраля 2013 г.

"Китайская вышивка гладью"

Рассказывая о различных видах и приемах вышивки гладью, не возможно не упомянуть о традиционной китайской вышивке - сусюй, сяньсюй, юесюй и шусюй. Каждая из них является составной частью понятия «четыре китайские школы вышивки», отличается своими неповторимыми сюжетами, стилем и техникой и принадлежит одной из четырех провинций Китая - Цзяньсу, Хунань, Гуандун, Сычуань, в которых на протяжении тысячелетий складывались каноны китайской вышивки гладью (более 4 тысяч лет назад в книге «Шаншу» записано постановление о необходимости украшения официального и праздничного наряда рисунками и вышивкой. А открытие первой вышивальной мастерской Китая относится ко временам династии Сун (960–1279 годы)).

 1. Сусюй  или вышивка из Сучжоу (сучжоуская вышивка) появилась более 2000 лет назад, и, благодаря постоянному оттачиванию мастерства, передающегося из поколения в поколения, постепенно достигла совершенства. Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шелковых нитей, использовавшихся для вышивки. Вышивальщицы этих мест знают 40 швов. Их 1 000 видов нитей они выполняют сложные рисунки цветов, птиц, зверей и парков, которые отличается тонкостью работы. Сучжоуская вышивка также привлекает многообразием цветов, изяществом и совершенством. Иногда в одной работе применяют несколько техник с огромной палитрой оттенков.
В книге "Тайные сокровища Цинов"(Древний Китай, более 2 тысяч лет назад) написано, что мастера вышивки Сусюй используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь яркие, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают. Среди образцов Сучжоуской вышивки широко известны двусторонние работы. Двусторонняя вышивка делается на полупрозрачном шелке. Вышивальщицы создают два разных сюжета, каждый на своей стороне.
2.  Сяньсюй или вышивка провинции Хунань (хунаньская вышивка),  также известна на протяжении 2-х тысячелетий. Она подобна национальной живописи Поднебесной с ее характерной четкость линий и яркость красок. Возникшая из народной вышивки провинции Хунань,  она выполняется на шелке, парче или канве из стекловидной пряжи различными цветными шелковыми и шерстяными нитками. Фрагмент вышитого шелком изделия, обнаруженный в первой могиле гробниц династии Хань (202 г. до – 220 г. н.э.) в Мавандуе, представляет собой самый ранний образец Хунаньской вышивки. Причем стежки на ней выглядят почти так же, как и на современной вышивке из Хунани. Изображение на Хунаньской вышивке чаще всего восходит к рисунку одного из жанров традиционной китайской живописи «гохуа».
Более 70 видов укладки стежков делают вышитое изображение настолько объемным и реалистичным, что возникает впечатление, будто перед вами натуральные животные. Вышитые изделия славятся не только удивительно искусной работой, но и необычными, специально обработанными нитками. Чтобы они не ворсились, их предварительно варят в отваре из плодов гледичии.
На изделиях Хунаньской вышивки преобладают изображения таких животных, как львы, тигры, белки и т.д. Владея техникой вышивки человеческим волосом, что требует специальной иглы, мастерицы искусно вышивают гривы, мех и шкуры животных. Вышитое изображение тигра, сделанное специальной хунаньской иглой, потрясает: шкура животного имеет натуральный блеск и отражает игру света. Вышивая глаза животного, используют черные, белые, темно-зеленые, коричневые, синие, и желтые нитки так, что за счет преломления света создается эффект прозрачности и бликов.
3. Юесюй, кантонская вышивка или гуандунская вышивка - это вышивка провинции Гуандун.  Ее около 1000 лет.  Отличительный особенностью этой вышивки является богатство красок и геометрическая правильность узоров. Самые популярные сюжеты - изображения драконов и фениксов. Славятся ширмы вышитые кантонской вышивкой с картинами «Сто птиц поклоняются фениксу» или же «Ширма девяти драконов».
В гуандунской вышивке используются шелковые, хлопчатобумажные, а также шерстяные и серебряные нити. Она славится насыщенностью композиций, яркостью и контрастностью красок. Птицы вокруг феникса на фоне солнца, цветов сливы, пионов, кипарисов и бамбука – традиционный сюжет гуандунской вышивки. В Государственном музее Гугун хранится богатая коллекция шедевров Гуандунской вышивки, которую отличает разнообразие используемых ниток: вышивают не только шелком и шерстью, но также павлиньими перьями, лошадиным волосом.
В этих работах можно увидеть огромное количество цветовых оттенков, контрастность цветов и оригинальность композиции. Кромка Гуандунской вышивки обычно отделана золотыми нитками, а пространство под кромкой расшито цветными узорами. Самое знаменитое произведение этой школы – картина «Все птицы стремятся к фениксу». Кроме того, изделия Гуандунской вышивки отличаются тем, что их выполняют не вышивальщицы, а вышивальщики, которые часто стоя вышивают большие картины.Гуандунские вышитые изделия отличаются от произведений других трех китайских школ вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастера сначала вышивают толстыми нитками, шелковыми или хлопчатобумажными, а когда изображение становится выпуклым и достигает определенной высоты, продолжают вышивать, покрывая картину золотыми или серебряными нитками; вышивают и на шелке: на шелковое полотно накладывают взбитую вату и покрывают ее вышитым слоем из серебряных или золотых нитей. Вышивка золотом и серебром делает изделия трехмерными, объемными.
 4. Сычуаньская вышивка или шусюй. Название произошло от древнего названия провинции Сычуань – царство Шу. 1000 лет назад шусюй уже пользовалась большой известностью. В ней используется 100 видов стежков и швов. Обычно вышиваются цветы лотоса, ирисы, птицы, петухи, карпы и насекомые, также вышиваются пейзажи и изображения людей. Самыми известными среди традиционных вышивок шусюй считаются «Великолепный карп» и «Цветок петушиный гребень». Сычуаньская вышивка – это очень ровные, короткие и изящные стежки, переливчатый блеск ниток и утонченнкость работы. Она славится обилием видов стежков. По имеющимся данным, эта школа вышивки насчитывает 130 различных стежков 12 видов. Здешние мастера применяют две уникальные техники,  «чэ» и «нин». Если вышивают сначала центральную часть полотна, а затем нитка кладется дальше, устремляясь к краям, то это называется «чэ».
Работы в технике «нин» выполняются длинными и короткими стежками, начиная с кромки и продвигаясь к центру вышивки, за счет чего создается эффект рисунка тушью. Двусторонняя вышивка с различным изображением на обеих сторонах полотна представляет важное направление Сычуаньской школы вышивания. Самое знаменитое произведение этой школы – картина «Вэньцзюнь слушает игру на цитре». На одной стороне вышита Чжо Вэньцзюнь, талантливая красавица, жившая во времена династии Хань; она стоит за занавеской и слушает игру своего мужа на цитре. А на противоположной стороне вышит ее супруг Сыма Сянжу, музыкант и поэт. Оригинальность этой работы заключается в том, что силуэт женщины на одной стороне и силуэт мужчины на другой полностью совпадают.
В начале прошлого века в мастерица Шень Юньчжи внесла в свои вышитые работы приемы картин, выполненных маслом, создав новый стиль «реалистическая вышивка». А другая вышивальщица Ян Шоуюн в 30-е годы прошлого века создала новую технику - «произвольный стежок», при которой стежками разной длины и направления накладываются слои определенного цвета, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, "трехмерности" и реалистичности вышитых картин и придает готовой работе особенную глубину. Эта техника открыла новую эпоху в развитии вышивания шелком.  Так, на основе древнейших техник и приемов, сформировался современный стиль китайской вышивки.
Тончайшие натуральные шелковые нити – это особенность китайской вышивки. В небольших работах можно найти до восьмидесяти различных оттенков цветов, а в монументальных – до тысячи. Нити окрашиваются вручную специально для каждой картины. Вышивальщица и красильщик часто работают вместе, чтобы найти как можно более точный оттенок. Плотность вышивки регулируется толщиной нити, которая может разделяться на 16 и более тоненьких ниточек. Самым сложным считается вышивание глаз, лица и рук. Настоящая ювелирная работа – это  вышивание зрачков 1/32 частью толщины нити. Важным является направление стежка: меняя его направление, нитью одного цвета можно создать много оттенков, ведь преломление света порождает множество оттенков шелковой нити.  Шелковая нить не выцветает и сохраняет первоначальный вид десятилетиями.
Вышивка шелком по шелку может быть и двусторонней - вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаковой. Такие картины не вешают, а ставят на горизонтальную поверхность.







3 комментария:

  1. Очень красиво

    ОтветитьУдалить
  2. Сказать,что это очень красиво- значит ничего не сказать.У меня нет слов передать свое восхищение этими работами. По сравнению с таким мастерством все наши доморощенные работы -просто ничто.

    ОтветитьУдалить