среда, 2 апреля 2014 г.

Техники вышивания. Часть14: Sampler (семплер)

Элиза Ричардсон, Англия, 1837 г
Марта Эдлин, Англия, 1668 г
Семплер (англ. «sampler») – вид вышивки, которая представляет собой тестовый образец, состоящий из алфавита, цифр, отдельных мотивов и надписей, образцов стежков, декоративных рамок и т.п. Наиболее популярными считаются тематические семплеры, приуроченные к какому-либо памятному событию (свадьба, юбилей, день рождения).
Немного истории
Английское слово sampler (семплер) происходит от старо-французского слова essamplaire (совр. фр. exemplaire ), которое в свою очередь произошло от латинского exemplum («пример», «образец», «шаблон»). Считается, что первые европейские семплеры появились примерно в XVI веке, хотя некоторые исследователи считают, что это произошло, по крайней мере, веком раньше. Первое толкование слова «семплер» было дано во французско-английском словаре (автор John Palsgrave) изданном в 1530 году. В нем говорилось, что «сэмплер – это работа женщины, выполненная в качестве образца». И действительно, вплоть до середины XVI века все семплеры создавались исключительно в практических целях, ведь в отсутствии каких-либо книг по вышивке это была единственная возможность «записать» и сохранять на будущее придуманные или подсмотренные где-то рисунки и стежки. Создавая «пробники» популярных швов и конструкций, а также экспериментируя с техниками и цветовыми сочетаниями, опытные мастерицы мало задумывались о художественной составляющей своего творения.
Грэйс Кэтлин, Англия, 1719 г
 Их единственной задачей было создание личного архива, который, кроме прочего, должен был служили наглядным пособием для начинающих вышивальщиц.
 Справедливости ради следует сказать, что в начале XVI века в Германии, а затем в Италии, Англии и Франции уже начали появляться первые книги по церковной и светской вышивке (автор первой книги по вышиванию  Johann  Schönsperger,1523, Augsburg, Germany). Но  таких книг пока было очень мало и они были слишком дороги, а потому на протяжении всего XVI века основная масса рукодельниц продолжала, по старинке, пользоваться своими собственными «сборниками образцов». Небольшие отрезки драгоценной льняной ткани (узкие полоски шириной 150-230 мм) густо покрытые пробниками стежков, цветовых комбинаций и полюбившихся мотивов были непременным атрибутом корзинки каждой профессиональной вышивальщицы. 
Англия, начало XVIII века 
Это была настоящая семейная реликвия, которая передавалась по наследству и даже упоминалась в завещаниях. Наиболее ценные «образцы» были чрезвычайно сложны в исполнении, вышивались шелком и драгоценными нитями, содержали свыше десятка популярных швов, включали рисунки цветов и животных, а также многоцветные геометрические узоры (до 20 цветов). К сожалению,  большинство этих великолепных артефактов было безвозвратно утеряно, но есть и приятные исключения, благодаря которым мы можем составить представление о том, как выглядел первые «технические образцы».  
Это, прежде всего, итальянский семплер с набором мотивов, характерных для «домашней вышивки» XVI века ("Esemplario di lavori» от Giovanni Andrea Vavassore, 1530),  голландский семплер датированный 1585 годом и самый ранний из известных английских «образцов» с памятной датой - sampler Jane Bostocke (1598).
Джейн Босток, Англия, 1598
XVII век стал периодом окончательного формирования и особого расцвета искусства вышивки семплеров («sampler embroidery»). Специальная печатная продукция уже стала более доступна и подход к изготовлению «образцов» начал постепенно меняться.
 «В Германии характерной чертой сэмплеров 17 века стало использование простенького цветочного бордюра вокруг геометрических узоров или алфавита. Английские сэмплеры представляли собой длинное полотно с мотивами, вышитыми крестом разноцветными нитками.  Датские сэмплеры отличались квадратной формой полотна. Испанские сэмплеры выделялись использованием ярких цветов, шелковых нитей и   полотен белого цвета. Доминирующими элементами являлись геометрические узоры и изображения животных и птиц. Французские рукодельницы вышивали сэмплеры квадратной формы и в основном крестом на муслине. Итальянки же демонстрировали свои навыки в вышивке разных стежков – feather stitch, double running, гладь satin stitch, chain stitch, изображая религиозные сюжеты» (Марина Intelmaus).
Германия, 1618 г
Но несмотря на то, что изготовлением семплеров занимались рукодельницы всей Европы, именно Англия в дальнейшем стала общепризнанной законодательницей «семплерной» моды. Очевидно, это случилось потому, что в отличие от европейских вышивальщиц, которые (за редким исключением) еще долгие годы продолжали относиться к семплерам, как к «записным книжкам» и не особо изощрялись в компоновке вышитых узоров, англичанок все больше начала интересовать художественная ценность создаваемого ими продукта. Постепенно их семплеры стали приобретать все более декоративные черты, а некоторые из них уже изначально вышивались не в качестве «технических пробников», а как отдельные произведения с законченным сюжетом.
Италия, XVI век 
В середине XVII века «sampler embroidery» («вышивка образцов») разделилась на два основных направления. Первое -  spot samplers (т.н. «пятнистые пробники») отличалось хаотично разбросанными мотивами. Эта вышивка активно использовалась для украшения белья, кошельков и других предметов туалета. В 1624 году вышла книга A 'schole-house, for the needle' (автор Richard Shorleyker), в которой предлагался широкий набор «пятен» (spots) в виде цветов, птиц, рыб, растений и геометрических фигур. Второе направление - декоративные samplers («образцы»), мотивы в которых были упорядочены в соответствии с общей художественной концепцией. Именно последние  стараниями вышивальщиц XVII и XVIII  веков и превратились постепенно в те знаменитые «семплеры», которые до сих пор пользуются огромной популярностью среди вышивальщиц.
Еще несколько интересных фактов:
Германия, 1884 г
1. С 1630 года у семплеров начинают появляться хорошо узнаваемые и привычные для нашего глаза очертания и габариты. Теперь их высота равнялась ширине полотна на ткацком станке (от кромки до кромки), а ширина определялась мастерицей, но, как правило, была значительно меньше высоты. Пространство заполнялось рядами с повторяющимися геометрическими узорами вперемешку с цифрами или цветочными мотивами. Узоры и "пробники" стали заключаться в характерную вышитую рамку.
2. Во второй половине XVII века стали входить в моду семплеры, выполненные в технике «ришелье», «белая гладь» или «мережка», а так же в сочетании этих техник с традиционной вышивкой.
Англия, 1669 г
3. С 30-х годов XVII века samplers стали использоваться в школьной программе обучения девочек рукоделию (первая работа - sampler Mildred Mayow, 1633). В музее «Виктории и Альберта» хранятся 4 образца выполненные ученицей Martha Edlin, на примере которых можно проследить как от этапа к этапу обучения расширялись технические возможности и росло мастерство маленькой рукодельницы.
Мэри Смит, Англия, 1729 г
4. В то же время семплеры были призваны не только обучать юных девушек искусству вышивания (как будущему ремеслу для дома и заработка), но и обогащать их духовный мир. С этой целью ученицы начали создавать «образцы с моральными стихами» - фрагментами псалмов или других стихов поучительного содержания.
5. Особенной популярностью в школах пользовались семплеры с алфавитом, в процессе вышивания которых девочки обучались грамоте (умение вышивать буквы могло так же пригодиться для украшения белья монограммами). Ну, а поскольку именно школьницы диктовали моду в создании «образцов», то и взрослые вышивальщицы часто использовали алфавиты в своих работах. Причем, уже тогда очень популярными были вышивки в стиле «ретро»(!!!).
Германия, 1807 г 
6. Еще одной знаковой фигурой, которая была характерна для типичных английских семплеров, был «боксер». Именно так коллекционеры XIX века прозвали фигурку человека в боксерской стойке, которая в разных вариантах копировалась вышивальщицами разных веков. Как выяснилось позже, поза этого человечка не выражала никакой агрессии – это был герой-любовник XVI века, протягивающий розу даме… Просто, цветок затерялся где-то в веках во время многочисленных копирований.
7. В середине XVIII век в Англии появилась, а затем оформилась в отдельное направление Quaker embroidery («вышивка квакеров»), прославившаяся знаменитыми и хорошо узнаваемыми семплерами, созданными ученицами квакерских школ.
8. В XVIII веке семплеры стали практически квадратными, а поперечные группы стежков уступили место полноценному дизайну. В это же время стали популярными семплеры с «широкими бордюрами», составленными из симметрично расположенных геометрических фигур, растительных мотивов, фигур животных и людей, а также всевозможных поучительных изречений.
9. В XVIII веке в  рамках школьной программы начали создаваться семплеры в виде географических карт (для уроков географии) и всевозможных математических таблиц (для уроков математики).
Элизабет Паркер, Англия, 1830 г
10. В 1787 году Элизабет Ноулз  вышила сэмплер "Вечный Альманах», с помощью которого можно было вычислись даты воскресений на следующие 50 лет.
11. В 1830 году Элизабет Паркер (Elizabeth Parker) вышила свой знаменитый семплер-исповедь, на котором рассказала историю своей жизни.
Элизабет Ноулз, Ангия, 1787 г 
12. «Из материалов предпочтение отдавалось льну, тэмми (полушерстяная ткань) и полотну из чистой шерсти. Хлопок и сатин использовались для создания географических карт.  Что касается нитей, вышивали шелком и льняными нитями с добавлением шерстяных или хлопчатобумажных. Ну а стежки выполняли в основном следующие: крест, Algerian eye, double runningstitch и four-sided stitch. Однако к концу 19 века «выжил» только классический крест, остальные же потеряли свою популярность» (Марина Intelmaus).
13. Крупнейшая в мире коллекция семплеров, которая представляет собой уникальный материал для изучения истории вышивки, собрана в музее «Виктории и Альберта» (музей декоративно-прикладного искусства и дизайна, 1852) в Лондоне.
 Свой первый семплер музей приобрел в 1863 году, а в настоящее время его экспозиция насчитывает уже более 700 образцов, созданных в различных странах мира в период с XIV-XV (самый ранний из известных "образцов" был найден в Египте и датируется XIV-XV веком) по ХХ век. 
Швеция, 1751 г
Многие экспонаты переданы музею
Египет, XIV-XV вв
потомками тех вышивальщиц, которые создавали свои работы в XVII веке.
14. Самый старый из сохранившихся немецких семплеров, датируется 1618 годом.
15. Благодаря английским колониальным захватам искусство «sampler embroidery» стало популярным на всех континентах (особенно в США).
16. «В XIX веке все сэмплеры в целом и американские в частности, утратив чисто практическую функцию, стали отображать семейные события, такие как рождения, смерти, свадьбы и т.д., а также генеалогические деревья, семейные хроники. Они превратились в средства обучения религии, географии, математики и языка. Как учебное пособие, сэмплеры могли изображать алфавиты, географические карты, математические таблицы, фразы с библейским или религиозным смыслом. Вышивались сэмплеры и на политическую тематику: рукодельницы изображали орлана, смотрящего влево, подобным образом выражая свои политические взгляды и патриотизм. Данные сэмплеры выполнялись преимущественно шерстяными нитками на грубом полотне» (Марина Intelmaus).
17. В наше время "семплеры" стали популярным элементом декора. Особенной любовью среди вышивальщиц пользуются т.н. "квакерские семплеры", созданные на основе старинных образцов.
18. Старинные "семплеры" являются ценными предметами коллекционирования и экспонируются в лучших музеях мира.
Источники:

Сэмплеры XVI века 

Германия, 1550-50 гг
 Сэмплеры XVII века 
Англия, 1625 - 1700

 

 



Англия. 1660-1661 гг
  
Англия, 1649 г


 Сэмплеры XVIII века 
Англия и Шотландия




Вышивка квакеров


Другие европейские страны

Дания, 1758 г

Нидерланды, 1751 г

Испания


Французская книга семплеров http://ornamentedbeing.tumblr.com/post/7377450096
  Сэмплеры XIX века 

Швеция, 1863

Турция
Марокко

Англия

Мэри Антрим, Англия, 1807 г
  
США


 




Частная коллекция


Большая коллекция старинных "семплеров" здесь
Расшифровка мотивов и символов, изображенных на "семплерах" здесь - Марина Intelmouse

6 комментариев:

  1. Спасибо!!! Очень интересно - жду продолжения:)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Вам огромное! Такое глубокое исследование! И такой материал для вдохновения при обучении и преподавании вышивки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Очень приятно, когда материал находит своего читателя!!!

      Удалить