Элиза Ричардсон, Англия, 1837 г |
Марта Эдлин, Англия, 1668 г |
Семплер
(англ. «sampler») – вид вышивки, которая
представляет собой тестовый образец, состоящий из алфавита, цифр, отдельных мотивов и
надписей, образцов стежков, декоративных рамок и т.п. Наиболее популярными
считаются тематические семплеры, приуроченные к какому-либо памятному событию (свадьба, юбилей, день рождения).
Немного
истории
Английское слово sampler (семплер)
происходит от старо-французского слова essamplaire (совр. фр. exemplaire ), которое в свою очередь произошло от латинского – exemplum («пример»,
«образец», «шаблон»). Считается, что первые
европейские семплеры появились примерно в
XVI веке, хотя некоторые исследователи считают, что это произошло, по крайней
мере, веком раньше. Первое толкование слова «семплер» было дано во
французско-английском словаре (автор John
Palsgrave) изданном в 1530 году. В нем говорилось, что
«сэмплер – это работа женщины, выполненная в качестве образца». И
действительно, вплоть до середины XVI века все семплеры создавались исключительно в
практических целях, ведь в отсутствии каких-либо книг по вышивке это была
единственная возможность «записать» и сохранять на будущее придуманные или
подсмотренные где-то рисунки и стежки. Создавая «пробники» популярных швов и
конструкций, а также экспериментируя с техниками и цветовыми сочетаниями, опытные
мастерицы мало задумывались о художественной составляющей своего творения.
Грэйс Кэтлин, Англия, 1719 г |
Их единственной
задачей было создание личного архива, который, кроме прочего, должен был служили
наглядным пособием для начинающих вышивальщиц.
Справедливости ради
следует сказать, что в начале XVI века в Германии, а
затем в Италии, Англии и Франции уже начали появляться первые книги по
церковной и светской вышивке (автор
первой книги по вышиванию Johann Schönsperger,1523, Augsburg, Germany). Но таких книг пока было очень мало и они были слишком
дороги, а потому на протяжении всего XVI века основная масса рукодельниц
продолжала, по старинке, пользоваться своими собственными «сборниками образцов».
Небольшие отрезки драгоценной льняной ткани (узкие
полоски шириной 150-230 мм )
густо покрытые пробниками стежков, цветовых комбинаций и полюбившихся мотивов
были непременным атрибутом корзинки каждой профессиональной вышивальщицы.
Англия, начало XVIII века |
Это
была настоящая семейная реликвия, которая передавалась по наследству и даже
упоминалась в завещаниях. Наиболее ценные «образцы» были чрезвычайно сложны в
исполнении, вышивались шелком и драгоценными нитями, содержали свыше десятка
популярных швов, включали рисунки цветов и животных, а также многоцветные
геометрические узоры (до 20 цветов). К
сожалению, большинство этих великолепных
артефактов было безвозвратно утеряно, но есть и приятные исключения, благодаря
которым мы можем составить представление о том, как выглядел первые
«технические образцы».
Это, прежде
всего, итальянский семплер с набором
мотивов, характерных для «домашней вышивки» XVI века ("Esemplario di lavori» от Giovanni Andrea Vavassore, 1530), голландский
семплер датированный 1585 годом и самый
ранний из известных английских «образцов» с памятной датой - sampler Jane Bostocke (1598).
Джейн Босток, Англия, 1598 |
XVII век стал периодом окончательного формирования
и особого расцвета искусства вышивки семплеров («sampler embroidery»). Специальная
печатная продукция уже стала более доступна и подход к изготовлению «образцов»
начал постепенно меняться.
«В Германии характерной чертой
сэмплеров 17 века стало использование простенького цветочного бордюра вокруг
геометрических узоров или алфавита. Английские сэмплеры представляли собой
длинное полотно с мотивами, вышитыми крестом разноцветными
нитками. Датские сэмплеры отличались квадратной формой полотна. Испанские сэмплеры выделялись использованием ярких цветов,
шелковых нитей и полотен белого цвета. Доминирующими элементами
являлись геометрические узоры и изображения животных и птиц. Французские
рукодельницы вышивали сэмплеры квадратной формы и в основном крестом на муслине. Итальянки же демонстрировали свои навыки в вышивке разных
стежков – feather stitch, double running,
гладь satin stitch, chain stitch, изображая религиозные
сюжеты» (Марина Intelmaus).
Германия, 1618 г |
Но несмотря на то, что изготовлением семплеров
занимались рукодельницы всей Европы, именно Англия в дальнейшем стала
общепризнанной законодательницей «семплерной» моды. Очевидно, это случилось
потому, что в отличие от европейских вышивальщиц, которые (за редким исключением) еще долгие годы продолжали относиться к семплерам, как к «записным книжкам»
и не особо изощрялись в компоновке вышитых узоров, англичанок все больше начала
интересовать художественная ценность создаваемого ими продукта. Постепенно их семплеры
стали приобретать все более декоративные черты, а некоторые из них уже
изначально вышивались не в качестве «технических пробников», а как отдельные
произведения с законченным сюжетом.
Италия, XVI век |
В середине XVII века «sampler embroidery» («вышивка
образцов») разделилась на два основных направления. Первое - spot
samplers (т.н. «пятнистые
пробники») отличалось хаотично разбросанными мотивами. Эта вышивка активно
использовалась для украшения белья, кошельков и других предметов туалета. В 1624 году вышла
книга A 'schole-house, for the needle' (автор
Richard Shorleyker), в которой
предлагался широкий набор «пятен» (spots) в виде цветов,
птиц, рыб, растений и геометрических фигур. Второе направление - декоративные samplers («образцы»), мотивы в которых были упорядочены в соответствии с общей
художественной концепцией. Именно последние стараниями вышивальщиц XVII и XVIII веков и превратились постепенно в те знаменитые «семплеры», которые до сих пор пользуются
огромной популярностью среди вышивальщиц.
Еще
несколько интересных фактов:
Германия, 1884 г |
1. С
1630 года у семплеров начинают появляться хорошо
узнаваемые и привычные для нашего глаза очертания и габариты. Теперь их высота
равнялась ширине полотна на ткацком станке (от
кромки до кромки), а ширина определялась мастерицей, но, как правило, была
значительно меньше высоты. Пространство заполнялось рядами с повторяющимися
геометрическими узорами вперемешку с цифрами или цветочными мотивами. Узоры и "пробники" стали заключаться в характерную вышитую рамку.
2. Во второй половине XVII века стали входить в
моду семплеры, выполненные в технике «ришелье», «белая гладь» или «мережка», а
так же в сочетании этих техник с традиционной вышивкой.
Англия, 1669 г |
3. С 30-х
годов XVII века samplers стали использоваться в школьной программе обучения девочек рукоделию (первая работа - sampler Mildred Mayow, 1633). В музее
«Виктории и Альберта» хранятся 4 образца выполненные ученицей Martha Edlin, на
примере которых можно проследить как от этапа к этапу обучения расширялись
технические возможности и росло мастерство маленькой рукодельницы.
Мэри Смит, Англия, 1729 г |
4. В то же время семплеры были призваны не только обучать юных девушек
искусству вышивания (как будущему ремеслу
для дома и заработка), но и обогащать их духовный мир. С этой целью ученицы
начали создавать «образцы с моральными
стихами» - фрагментами псалмов или других стихов поучительного содержания.
5. Особенной популярностью в школах пользовались семплеры с алфавитом, в процессе вышивания которых девочки
обучались грамоте (умение вышивать буквы
могло так же пригодиться для украшения белья монограммами). Ну, а поскольку
именно школьницы диктовали моду в создании «образцов», то и взрослые вышивальщицы
часто использовали алфавиты в своих работах. Причем, уже тогда очень
популярными были вышивки в стиле «ретро»(!!!).
Германия, 1807 г |
6. Еще одной знаковой фигурой, которая была характерна для типичных
английских семплеров, был «боксер».
Именно так коллекционеры XIX века прозвали фигурку человека в боксерской стойке, которая в разных
вариантах копировалась вышивальщицами разных веков. Как выяснилось позже, поза
этого человечка не выражала никакой агрессии – это был герой-любовник XVI века,
протягивающий розу даме… Просто, цветок затерялся где-то в веках во время
многочисленных копирований.
7. В
середине XVIII век в Англии появилась, а затем оформилась в отдельное направление Quaker embroidery («вышивка
квакеров»), прославившаяся знаменитыми и хорошо
узнаваемыми семплерами, созданными ученицами квакерских школ.
8. В XVIII веке семплеры стали
практически квадратными, а поперечные группы стежков уступили место
полноценному дизайну. В это же время стали популярными семплеры с «широкими бордюрами»,
составленными из симметрично расположенных геометрических фигур, растительных
мотивов, фигур животных и людей, а также всевозможных поучительных изречений.
9. В XVIII веке в рамках школьной программы начали
создаваться семплеры в виде географических карт (для уроков географии) и всевозможных математических таблиц (для уроков математики).
Элизабет Паркер, Англия, 1830 г |
10. В
1787 году Элизабет Ноулз вышила сэмплер
"Вечный Альманах», с помощью которого можно было вычислись даты
воскресений на следующие 50 лет.
11. В 1830 году Элизабет Паркер (Elizabeth Parker) вышила свой знаменитый семплер-исповедь, на котором рассказала историю своей жизни.
Элизабет Ноулз, Ангия, 1787 г |
12. «Из материалов предпочтение отдавалось льну, тэмми (полушерстяная
ткань) и полотну из чистой шерсти. Хлопок и сатин использовались для создания
географических карт. Что касается нитей, вышивали шелком и льняными
нитями с добавлением шерстяных или хлопчатобумажных. Ну а стежки выполняли в
основном следующие:
крест, Algerian eye, double runningstitch и four-sided stitch.
Однако к концу 19 века «выжил» только классический крест, остальные же потеряли
свою популярность» (Марина Intelmaus).
13. Крупнейшая в мире коллекция семплеров, которая представляет собой
уникальный материал для изучения истории вышивки, собрана в музее «Виктории и
Альберта» (музей декоративно-прикладного
искусства и дизайна, 1852) в Лондоне.
Свой первый семплер музей приобрел в
1863 году, а в настоящее время его экспозиция насчитывает уже более 700
образцов, созданных в различных странах мира в период с XIV-XV (самый ранний из известных "образцов" был
найден в Египте и датируется XIV-XV веком) по ХХ
век.
Швеция, 1751 г |
Многие экспонаты переданы музею
потомками тех вышивальщиц, которые
создавали свои работы в XVII веке.
Египет, XIV-XV вв |
14. Самый старый из сохранившихся немецких семплеров, датируется 1618
годом.
15. Благодаря английским колониальным захватам искусство «sampler embroidery» стало
популярным на всех континентах (особенно
в США).
16. «В XIX веке все сэмплеры в целом и американские в
частности, утратив чисто практическую функцию, стали отображать семейные
события, такие как рождения, смерти, свадьбы и т.д., а также генеалогические
деревья, семейные хроники. Они превратились в средства обучения религии,
географии, математики и языка. Как учебное пособие, сэмплеры могли изображать
алфавиты, географические карты, математические таблицы, фразы с библейским или
религиозным смыслом. Вышивались сэмплеры и на политическую тематику:
рукодельницы изображали орлана, смотрящего влево, подобным образом выражая свои
политические взгляды и патриотизм. Данные сэмплеры выполнялись преимущественно
шерстяными нитками на грубом полотне» (Марина Intelmaus).
17. В наше время "семплеры" стали популярным элементом декора. Особенной любовью среди вышивальщиц пользуются т.н. "квакерские семплеры", созданные на основе старинных образцов.
18. Старинные "семплеры" являются ценными предметами коллекционирования и экспонируются в лучших музеях мира.
Источники:
Марина Intelmouse, Needleworksamplers, V&A, Antiquesamplers, ldecor.ucoz.ru, http://antiquesamplers.org/, Wikipedia
Сэмплеры XVI века
Германия, 1550-50 гг |
Сэмплеры XVII века
Англия, 1625 - 1700
Англия. 1660-1661 гг
Англия, 1649 г |
Сэмплеры XVIII века
Англия и Шотландия
Вышивка квакеров
Другие европейские страны
Дания, 1758 г |
Нидерланды, 1751 г |
Испания
Французская книга семплеров http://ornamentedbeing.tumblr.com/post/7377450096 |
Сэмплеры XIX века
Швеция, 1863 |
Турция |
Марокко
Англия
Мэри Антрим, Англия, 1807 г |
США
Частная коллекция
Большая коллекция старинных "семплеров" здесь
Расшифровка мотивов и символов, изображенных на "семплерах" здесь - Марина Intelmouse
Спасибо!!! Очень интересно - жду продолжения:)
ОтветитьУдалитьОбязательно будет!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо.Болею ими)Вы вышиваете?
ОтветитьУдалитьНет, как-то руки не доходят.
УдалитьСпасибо Вам огромное! Такое глубокое исследование! И такой материал для вдохновения при обучении и преподавании вышивки!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое! Очень приятно, когда материал находит своего читателя!!!
Удалить