вторник, 20 августа 2013 г.

"Несколько слов о фаянсе из Мустье (Прованс, Франция)"

Moustiers faience (фаянс из Мустье)  - это французский глазурованный  фаянс, который с 1679 года начали производить в небольшой прованской деревушке Мустье-Сан-Мари (Moustiers-Sainte-Marie), расположенной у входа в Вердонское ущелье (Gorges du Verdon, самое большое в Европе). Ассортимент производимых здесь изделий было так разнообразен, а художественная ценность так высока, что в XVII-XVIII веках их активно копировали во многих известных фаянсовых центрах Испании, Италии и Франции.

Немного истории: Благодаря богатым природным ресурсам и наличию подходящих для гончарного дела сортов красной глины, керамические мастерские появились в Мустье еще в средние века.
Изделия, производимые в этих мастерских, были темно-коричневого или зеленого цветов и были пригодны лишь для повседневного использования жителями окрестных деревень. Все изменилось в конце XVII века, когда гончары из Мустье познакомились с блестящей белой оловянной глазурью и начали делать фаянс (керамическое изделие покрытое глазурью). Согласно легенде секрет изготовления фаянса принес в Мустье один монах, прибывший в местный монастырь с родины фаянса итальянского города Фаенца (Faenza). Он раскрыл тайну местному гончару Pierre Clerissy, а тот основал завод, на котором до конца XVIII века успешно трудилось не одно поколение его семьи. С 1702 года отцу стал помогать Antoine Clerissy, а с 1715 года они начали нанимать на работу талантливых художников и декораторов, которые и принесли фаянсу Clerissy из Мустье заслуженную популярность и славу.
С 1679 по 1740 фабрика выпускала бело-голубой монохромный фаянс в стиле туаль де жуи . На первом этапе (1680-1710) роспись на предметах выполнялась в стиле гравюр Antonio Tempesta (ландшафты, сцены охоты, пейзажи), а на втором (начиная с 1710) к ним добавились творения придворного художника и декоратора французского короля Людовика XIV Jean Berain the Elder. Изделия, выполненные в стиле "Beraine" (основной рисунок - мифологический или религиозный сюжет, сцены сражений или светской жизни, дополнялся паутинками, арабесками или цветочными гирляндами) - блюда для дичи, чаши, вазы, настенные фонтаны и другие предметы для декора и сервировки стола - вскоре украсили большинство домов знатных вельмож и аристократов.
Случило это еще и потому, что Король Солнце (Людовик XIV) очень люби воевать, чем окончательно истощил королевскую казну. Сначала на переплавку пришлось отправить золотую и серебряную утварь королевских дворцов, а затем очередь дошла и до аристократии ("законы о роскоши" от 1689, 1699, 1709 годов). Образовавшийся вакуум и заполнил более дешевый но не менее респектабельный фаянс. Тем более, что каждый из этих предметов был настоящим произведением искусства.
Неизменно высокое качество; изящество причудливых форм и богатство декора фаянса Clerissy из Мустье позволили ему занять достойное место на столах и в покоях высшего эшелона французского дворянства, включая самого Короля, благодаря которому фаянс из Мустье стал не только украшением Версаля, но прославился далеко за пределами Франции.
Однако, секрет диковинного фаянса не долго оставался достоянием одной семьи Clerissy. С 1738 по 1793 год в деревне работала мастерская известного гончара Joseph Olerys (обучался и в течение 10 лет работ в Испании), который первым в Мустье начал применять полихромную роспись в бледно-зеленых, сине-фиолетовых и оранжево-желтых тонах. Что касается сюжетов, то среди них преобладали композиции в стиле "Beraine", рисунки в "китайской манере", так называемые "мотивы с картофельными цветами", птицы, гротеск и медальоны.
Кроме этих крупных предприятий, в Мустье работало около двенадцати других мастерских, гончары которых прошли обучения на заводе Clerissy. Именно в этих мастерских в VXIII веке появилась техника надглазурной росписи, а в 1760 братьями Ферра (Ferrat) была изобретена техника "petit feu" (малый огонь, обжиг при достаточно низкой температуре 760 градусов), которая позволила особенно ярко проявлять краски полихромной живописи.
Гончарное дело процветало до начала XIX века. А затем период бурного расцвета постепенно сменился спадом (последний завод был закрыт в 1879 году), который продлился вплоть до 1927 года, когда благодаря Marcel Provence интерес к фаянсу Мустье возобновился с новой силой. Сейчас в местечке работает более 20-ти мастерских, а  в небольших магазинчиках (Faïenceries) можно купить фаянсовые предметы на любой вкус и кошелек. Все они изготовлены и расписаны вручную по старинной технологии, известной уже более 330 лет.
Изделия фаянсовых мастерских Мустье экспонируются во многих известных музеях мира, а старинные образцы пользуются большим спросом у коллекционеров. C 1929 года открыт музей керамики и в самом городке Мустье.


Процесс производства состоит из следующих этапов:
1. Изготовление формы и литье или работа на гончарном круге.
2. Сушка в течение нескольких дней.
3. Шлифовка.
4. Обжиг при температуре 1020 градусов.
5. Глазировка.
6. Роспись.
7. Обжиг "petit feu" при температуре 760 градусов.












4 комментария:

  1. даже просто побывать в таком магазине....

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, спасибо за интересную подборку. Была два года назад в этих местах по дороге из Вердонского ущелья.
    Sainte-Marie- маленькая деревушка в горах, вокруг лавандовые поля, хрустальный воздух. Успела перед самым закрытием пробежаться по лавочкам с посудой и купила несколько предметов- вазочку для варенья, соусничек для горчицы с деревянной ложечкой и пепельницу. Это действительно мечта, причем очень практичная.
    С удовольствием прочитала бы у вас о посуде из Digoin- красноголубом французском фарфоре.
    Елена
    bonnechanse.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы тоже с удовольствие купила хоть одну тарелочку. У меня есть подобные тарелки из очень многих стран мира, а вот французской ни одной. Очень хочу "маленького бритонца" из Кемпера (я об этом фаянсе раньше писала)и птичку или цветочки из Мустье. Хочу попробовать заказать по интернету, хотя лучше было бы поехать и увидеть все собственными глазами, как это сделали Вы!!! Завидую!!!
      P.S. А о Дижоне обязательно напишу... чуть позже...

      Удалить