Главным экспонатом одного из залов венской Кунсткамеры является великолепный набор для игры "Длинный пуф" (Langen Puff, Wurfzabel, Trictrac, Puff или нарды), который был создан в 1537 году и, возможно, принадлежал императору Священной Римской империи Фердинанду I (1503-1564).
Поскольку он предназначался исключительно для игры "Длинный пуф" (нарды), внешняя сторона его складной деревянной доски не была "расчерчена" на шахматные квадраты, а богато украшена искусной деревянной резьбой, прославляющей сыновей Филипа I Красивого - братьев-императоров Карла V и Фердинанда I. Основную концепцию нарядного и очень многозначительного декора разработал немецкий патриций-интеллектуал Георг Хёрманн, а воплотили в жизнь баварцы Ганс Кельс Старший из Кауфбойрена и два Йорга Брея (Старший и Младший) из Аугсбурга.
Игра "Длинный пуф", 1537 год. Внутренняя сторона доски |
Оба квадрата величиной 56 на 56 см с внешней стороны покрыты эффектной деревянной резьбой, включающей: подписанные медальоны с изображением монархов, геральдические символы династии Габсбургов и рамочный растительный орнамент. Но при внешней идентичности рисунков первого и второго квадрата они имеют совершенно разное наполнение.
На центральном большом медальоне переднего квадрата изображен император Карл V в окружении четырех медальонов меньшего размера с портретами: его прадеда - императора Фридриха III (правый вверху), деда - императора Максимилиана I (левый снизу), отца - герцога Бургундии Филиппа I Красивого (правый снизу) и их предшественника из другой ветви Габсбургов - герцога Альбрехта II, объединившего под своей властью Австрию, Чехию, Венгрию и Германию (левый вверху). При этом центральный медальон увенчан бургундским рыцарским орденом "Золотого руна", кавалерами которого были все представленные здесь Габсбурги и их близкие родственники, за исключением Альбрехта II.
Передняя сторона набора "Длинный пуф" посвящена императору Карлу V |
Портрет императора Карла V на центральном медальоне |
Филипп I Красивый, герцог Бургундии с орденом "Золотого руна" - отец Карла V и Фердинанда I |
Император Максимилиан I - дед Карла V и Фердинанда I Этот небольшой портрет императора также находится в Зале XXXI (художник Берхард Штригель, начало XVI века, 22 см х 16,2 см) |
В качестве символа и названия ордена "Золотого руна" была выбрана мифологическая овечья шкура, похищенная аргонавтами из Колхиды |
Рисунок реверса деревянной коробки является симметричным отображением главной страницы с той лишь разницей, что здесь главным героем выступает император Фердинанд I, о чем свидетельствуют его конный портрет в центральном медальоне и вензеля "AF" (Anna von Böhmen und Ungarn и Ferdinand I) по бокам от него. Медальон также увенчан династическим рыцарским орденом "Золотого руна", учрежденным прадедушкой Карла V и Фердинанда I - герцогом Бургундии Филиппом III Добрым в 1430 году.
Конное изображение императора Фердинанда I и вензеля "AF" по бокам от него ( под копытами коня Фердинанда I лежит табличка, на которой написано имя художника - "Ганс Кельс, Кауфбойрен") |
Кстати, на обоих конных портретах братья-императоры изображены в "максимилиановских доспехах", названных так в честь их дедушки Максимилиана I (в названии обыгрывался также намек на "максимальную" защиту) и ставшими лебединой песней рыцарства эпохи Ренессанса. Баснословно дорогие, весом от 22 до 27 килограмм, такие доспехи были очень популярны в первой половине XVI века и активно использовались, как на турнирах, так и в сражениях.
Двойной гульдинер Максимилиана I на коронацию императорской короной, 1509 год Полуторный шаугульдинер императора Фердинанда I, 1541 год |
Конные портреты Карла V (слева) и Фердинанда I (справа) (при всей похожести главных медальонов в них все же можно найти много отличий) |
Большой центральный медальон со "стороны Фердинанда" окружен портретами: его деда - короля Арагона Фердинанда II (слева вверху), прадеда - Карла Смелого, герцога Бургундии (справа вверху), тестя - короля Польши Владислава II Ягеллона (слева внизу) и мужа сестры - короля Венгрии и Чехии Людовика II (справа внизу).
Реверс набора "Длинный пуф" посвящен императору Фердинанду I |
Карл Смелый, последний герцог Бургундии - прадед Карла V и Фердинанда I |
Король Венгрии и Чехии Людовик II - муж сестры Марии Австрийской (странный портрет, если учитывать, что он погиб в 20 лет) |
Король Арагона Фердинанд II - дед Карла V и Фердинанда I |
Границы обоих квадратов обрамляют широкие бордюры, украшенные многочисленными гербами габсбургских владений, растительным рисунком и маленькими медальонами с портретами великих правителей древности по углам. На стороне Карла V - это выдающиеся римские императоры: Цезарь, Август, Траян и Константин, а на стороне Фердинанда I - великие полководцы-завоеватели: Александр Македонский, персидский царь Кир II Великий, мифический ассирийский царь Нин и основатель Рима Ромул.
Оформление внутренней части коробки состоит из игрального поля для «Длинного пуфа» (Tric-Trac, Toccadille или нарды) и широкого бордюра, на котором сцены охоты, животные и птицы чередуются с маленькими медальонами мифологической тематики. Они навеяны произведениями Джованни Боккаччо и логически связаны с 32 игровыми фишками (диаметр 6,5 см), которые тоже украшены великолепной деревянной резьбой.
Детали бордюра, обрамляющего игровое поле |
Теперь пора рассказать об игровых фишках, сюжеты которых были заботливо подобраны патрицием Георгом Хёрманном, нарисованы Гансом Кельсом Старшим и изготовлены семейством Брей (Йорг Брей Старший и Младший).
Каждая фишка тематически связана с бордюром, обрамляющим игровое поле |
Все фишки украшены сценами мифологической тематики |
Все 32 дубовые основы диаметром 6,5 см украшены виртуозно вырезанными из самшита фигурами популярных героев древних мифов. А для тех, кто с первого взгляда не может отличить Орфея от Циклопа, а Эвридику от Дафны, на обратной стороне фишки написаны их имена. Вот так, играя в нарды, монархи могли не только развлечься, но и освежить свои познания в мифологии.
Комплект фишек для игры "Длинный пуф" Каждая из них - маленькое законченное произведение искусства Фишка "Ясон и Медея" |
Фишки: "Смерть Клеопатры" и "Венера и амур" (1537) |
Фишка "Самсон и Далила" На этой фишке сохранилось самое старое изображение города Кауфбойрен |
Ну, и в заключении осталось рассказать, почему одна из старейших настольных игр в мире в своей средневековой версии имела такое странное название - "Длинный пуф". Ну, тут никаких загадок - просто слово "пуф" (puff) имитировало звук падающих игральных костей. Было у этой игры и более экзотические называние - "бордель". И здесь все ясно - эта игра была очень популярна в таких домах. И правда! Что еще можно было делать в борделе! Конечно играть с приятелем в нарды! Кстати, название нарды появилось только в 1650 году.
Фишки: "Смерть Софонисбы" и "Юдифь и Олоферн" (1537) Не желая украсить собой триумф Сципиона в Риме, жена нумидийского царя Масиниссы, Софонисба, предпочла яд рабству и бесчестию |
Рассказ о других шедеврах венской "Кунсткамеры" ищите здесь
Такими и играть жалко :)
ОтветитьУдалитьУ них выбора не было!
УдалитьВосхитительнейшая работа!!! Спасибо!
ОтветитьУдалитьДа! талантливые были мастера. Не перестаю удивляться!
Удалить