Страницы

пятница, 28 декабря 2018 г.

Рождественские сцены (Krippen, Баварский национальный музей, Мюнхен)


В Баварском национальном музее (Мюнхен) расположена самая ценная и известная в мире коллекция сцен Рождества (Krippen). На выставке, которая открыта с начала ноября до конца января, представлено более 60 рождественских сцен, созданных в Неаполе (Италия), Тироле и Баварии в период с 1700-х годов до начала 20-го века.
"Сцены", привезенные из альпийского региона, более аскетичны и строги, поскольку были созданы преимущественно для церквей и монастырей, а  популярные в аристократической среде второй половины XVIII века итальянские "ясли", поражают роскошью и размахом.
Музей обязан большей частью коллекции мюнхенскому банкиру Максу Шмедереру (1854-1917), который десятилетиями приобретал в Баварии, Тироле, Неаполе и на Сицилии вертепы и аксессуары к ним. Каждый год на Рождество он открывал двери своего мюнхенского дома для посетителей и делал эту коллекцию общедоступной. В результате он разработал свой авторский стиль инсталляции, который сохранен сейчас и в Баварском национальном музее. В основном все собранные композиции иллюстрируют события Рождества, но некоторая часть панорам и групп рисунков иллюстрирует другие библейские события или притчи (по материалам http://www.bayerisches-nationalmuseum.de/).
От себя могу сказать, что специально запланировала посещение Баварского национального музея, чтобы увидеть эту коллекцию, и не пожалела об этом ни одной минуты. И сам музей, и его отдел знаменитых Krippen оказались настоящей шкатулкой с уникальными драгоценностями! О музее расскажу как-нибудь позднее, а что касается рождественских инсталляций, то они произвели на меня очень сильное впечатление. Расположенные в темноте нижнего этажа, а по сути в подвальном помещении, яркие панорамы поражают мастерской проработкой пейзажей, фигур, костюмов и аксессуаров. Все это очень интересно выставлено в стеклянных "аквариумах" различных размеров, которые светятся на фоне темных стен, как экраны телевизоров с 3D эффектом. Особенное впечатление, конечно, производят неаполитанские "ясли". В Неаполе их часто выставляли на крышах домов на естественном фоне Везувия и по словам очевидцев, это было неповторимое зрелище. Короче говоря, спасибо банкиру Максу Шмедереру за интересную и очень познавательную экскурсию!













Панорама из бумажных фигур

Панорама из бумажных фигур

Панорама из бумажных фигур

Панорама из бумажных фигур

Панорама из бумажных фигур

Панорама из бумажных фигур

Панорама из бумажных фигур














Неаполь, 1750/1790 Поклонение на фоне Неаполитанского залива
(головки терракотовые, полихромные, конечности деревянные, резные и полихромные, текстильная одежда,
высота фигур около 38 см).











Каждый из этих"вертепов", созданных в XVIII веке для неаполитанской аристократии, включает в себя три различные сцены: Поклонение пастухов, повседневная жизнь на шумных улицах Неаполя и, наконец, приближающаяся процессия и Поклонение королей. Обилие изысканно детализированных миниатюрных реквизитов и аксессуаров (finimenti) делает рынок и уличные сцены живыми и реалистичными: половинки свинины в мясной лавке, корзины с фруктами и овощами, выставленные под сводами крытого рынка, собаки и кошки, обнюхивающие, не говоря уже о фигурах неаполитанцев, занятых оживленной беседой. Эти фигуры с терракотовыми головками были изготовлены на Королевской фарфоровой фабрике Каподимонте и одеты в типичные наряды того времени.

Неаполь, 1750/1790, Уличная сценка с рынком
(головки терракотовые с полихромом, конечности деревянные, резные и полихромные, текстильная одежда)















В 1903/04 г. создатель этой коллекции банкир Макс Шмедерер спроектировал и построил мраморный дворец в стиле итальянского ренессанса. В нем находятся лучшие фигуры из коллекции, которые, возможно, принадлежали неаполитанскому королевскому двору. Юная, хрупкая фигура Марии с младенцем Христом - это работа Джузеппе Саммартино (1720–1793). Фигуры Трех Королей с Востока также высочайшего качествао: пожилой коленопреклоненный царь с тонко вырезанными чертами лица и серой бородой, подходящий к Святому Семейству царь средних лет и молодой мавританский король. Слева слуги разгружают багаж; справа группа из сорока музыкантов, играющих на духовых инструментах. (Неаполь, 1750/1790, головки терракотовые, полихромные, конечности деревянные, резные и полихромные, текстильная одежда)






















1 комментарий:

  1. Грандиозная коллекция! Да, спасибо банкиру Максу Шмедереру за его труд!! Замечательно, что все это сохранено и можно полюбоваться этими чудесными работами! Спасибо, Ирина!!

    ОтветитьУдалить