Страницы

воскресенье, 10 февраля 2013 г.

"Павловопосадские платки"

Немного истории:
Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было начато в 60-х годах XIX века купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым. В то время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, а по сути ткацких светелок, принадлежащих крестьянам. Среди них была и, основанная в 1795 году, шелковая фабрика крестьянина села Павлово ("Вохна тожь") Ивана Лабзина, на которой трудились около десятка работниц,создававших шелковые платки «средней руки» да «плохой доброты». Со временем это предприятие так разраслось и окрепло, что внук Ивана Лабзина уже перешел из крестьянского сословья в купеческое. А настоящий поворот в развитии платочной мануфактуры произошел в середине ХIX века, когда правнук Ивана Лабзина -Яков вместе с компаньоном Василием Грязновым переориентировали фабрику на выпуск очень модных и востребованных шерстяных шалей с набивным рисунком.

Компаньонам пришлось работать в условиях жесткой конкуренции с более мощными фабриками Москвы и Владимирской губернии. И как мы теперь видим, они выиграли эту нелегкую битву.
А в 1860-х годах все только начиналось. И если бы не талант набойщиков, резчиков, колористов и рисовальщиков и др., да не энтузиазм двух молодых купцов, вряд ли уже через пять лет мануфактура получила бы малую серебряную медаль "за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков" на Московской выставке русских мануфактурных произведений (1865 г). 1870-1880-е годы - это время расцвета. Постепенно складывается свой собственный неповторимый стиль. В 1870 и 1882 годах предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок.
В 1896 г. фабрика получает право изображать Государственный герб на своих вывесках и этикетках. В начале XX века "Товарищество Мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова"  становится самым крупным предприятием России по выпуску шерстяных платков и шалей. На фабрике уже работает более 2000 человек, а склады с ее товарами размещаются в Москве, Харькове, Омске, Ромнах, Урюпинске, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. После революции предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой, выпуск платков на который прерывался лишь в годы Великой Отечественной войны.
В 1950-1960-е годы на фабрике продолжали традиционным способом печатать платки по старым рисункам, но в новых колористических разработках, на грунтах самых разнообразных расцветок: "пунц, бордо, золото, салат, оранж, зеленый, бирюза, фиолет", и другие. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью. Сейчас Павловопосадская платочная мануфактура, ежегодно выпускающая около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон, имеет статус народного художественного промысла России.
Особенности стиля: 
Конец XIX - начало XX в. время окончательного формирования стиля павловского платка. Особой популярностью в эти годы пользовались шали двух типов. К первому относятся шали из тонкой полупрозрачной шерсти с узором на кремовом, черном или красном фоне.
Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты или гирлянды, а также цветы разбросанные по полю платка. Второй тип - это шали из плотной шерстяной ткани. Их отличает характер набойки, колорит и рисунок. Букеты цветов на таких платках, как правило, заключены в различные медальоны из вытянутых "огурцов" или дополнены геометрическими фигурами. При этом акцент делается на угол платка, а узор заполняет почти всю поверхность ткани. Со середины 1920-х годов цветочные формы укрупняются и становятся более объемными. Колорит строится на контрастирующих сочетаниях красных, зеленых, синих и желтых красок. В последнее десятилетие проводится работа по восстановлению рисунков старых павловских шалей.
Технология:
С XIX века рисунок наносили деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: " манеры" и "цветки" . "Цветки" резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали "манерами". Их изготовление было более трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски. Поскольку изготовление "цветок" и "манер" на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части, от 4 до 24 в больших шалях со сложным узором.
Эти шали имели, как правило, и сложный колорит в 16 и более цветов. Таким образом, для набойки платка требовалось порой более 400 наложений досок. С 1970-х годов значительная часть платков набивается с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. С конца 90-х годов XX века стал возможен выпуск шалей и платков с рисунками, включающими до 23 оттенков. При этом изделия, созданные по новой технологии, значительно превосходят по качеству те шали и платки, которые созданы старинным печатным методом. И все же процесс механизации не коснулся некоторых этапов производства. Так бахрому на все платки плетут только вручную, причем умения эти передаются из поколения в поколения. На плетение кисточек одного платка у опытной мастерицы уходит не менее 2-х часов.
http://platki.ru











1 комментарий:

  1. Приглашаются все желающие выйграть павлопосадский шелковый платок, для участия в конкурсе здесь.

    От вас лишь необходимо перепостить данный пост в своем блоге на ЖЖ, Мэйл.Ру или GoogleBlogSpot и оставить ссылку на
    ваш перепост здесь в комментариях.

    Для чего можно воспользоваться кнопкой расположенной здесь же.


    Троих победителей выберем случайным образом 7-го марта в 12 часов по московскому времени.

    Подарки предоставлены официальным сайтом магазина павлопосадских платков
    . Желаем Всем удачи! С наступающей Весной!

    ОтветитьУдалить