Страницы

понедельник, 22 апреля 2013 г.

"Lalique - это не только духи!"

Когда я слышу словосочетание "эпоха модерна" (конец XIX начало XX века, о ней я писала в одном из предыдущих постов),  первое, что приходит мне на ум - это работы  Макинтоша, Климта и Мухи. А ведь они составляют лишь крошечную, хотя и весьма популярную, часть огромного наследия модернизма. Пора присоединить к этому списку еще одну, не менее знаменитую, фамилию и вспомнить о творчестве выдающегося представителя французского "ар-нуво" (французское название стиля "модерн") дизайнера, ювелира и мастера художественного стекла - Рене Лалика (Rene Lalique, 1860-1945). О Рене Лалике до сих пор говорят только в превосходной степени. Он принадлежит к плеяде лучших художников своего времени, а его творения еще при жизни стали классикой XX века. Разносторонность таланта Рене Лалика поражает: он был уникальным дизайнером и искушенным предпринимателем, прекрасным рисовальщиком и блестящим стилистом, изысканным ювелиром и тончайшим мастером художественного стеклоделия.  
Являясь смелым экспериментатором в работе с цветными камнями, эмалями и различными сплавами металлов, он, без преувеличения, стал революционером ювелирного искусства, где его имя стоит в одном ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.







Жил в конце XIX века в Париже молоденький подмастерье ювелира (работал подмастерьем у Louis Aucoc с 1876 года, окончил Школу декоративных искусств в Париже, с 1978-1980 обучался в Лондоне). Его звали Рене Лалик. Еще будучи мало неизвестным дизайнером он выполнял заказы знаменитых мастерских, работая ювелиром-иллюстратором у Картье, Бушерона и других парижских мэтров, а затем сам возглавил ювелирную мастерскую П.Дестапа, у которого работал долгое время. В 1900 году украшения с фирменным знаком Lalique (появился в 1896 году) произвели фурор на Всемирной выставке в Париже. Триумфальному успеху так же немало способствовала и его знаменитая заказчица - Сара Бернар. По одной из версий именно она познакомила Лалика с меценатом Калустом Гюльбенкяном, который постоянно приобретал работы мастера и впоследствии открыл в Лиссабоне музей работ Рене Лалика (в коллекции около 150 бесценных экспонатов). В 1905 году Лалик открыл на площади Вандом свой первый небольшой бутик и моментально стал любимцем парижанок. Его представление о красоте напоминало игривость, легкость и прозрачность самого французского из всех напитков – шампанского... и Париж пал к ногам гениального ювелира! Шикарные Lalique bijous стали знаком избранности и вкуса. Любая женщина, независимо от сословия, одевая даже самую маленькую заколку, сделанную руками мастера моментально становилась Королевой. 
Лалик умело сочетал в своих работах взлетевшую популярность стиля Art nouveaux и возникшую в Европе моду на японское созерцание природы. В его брошах и кулонах непостижимым образом переплетались чувственность и целомудренность. Ломая стереотипы моды и ювелирного дела, он оправлял в золото простое стекло и соединял такие материалы, как жемчуг, кость, яшму и эмали! Это  было неслыханно! Но как  Великолепно! На Всемирной парижской выставке 1900 года он получает сразу две высших награды Франции: Гран-При и Орден Почетного легиона. 
Его слава у всех на устах, он получает заказы от всех королевских дворов Европы, музеев и коллекционеров. Казалось бы цель достигнута, но на то он и гений, чтобы брать все новые вершины!
Есть красивая легенда, о том почему Лалик решил заняться стеклом и хрусталем. Говорят, что, с детства рисуя природу, Лалик никак не мог запечатлеть на бумаге красоту и подвижность облаков. И вот, спустя годы, он нашел материал, который помог ему "остановить мгновенье". Это был хрусталь...
С 1904 года в его жизни появилась новая страсть. Отныне стекло и хрусталь, а не только сапфиры с изумрудами, станут центром его Вселенной. В 1908 году  совместно со своим приятелем Франсуа Коти 
он выпустил серию флаконов для духов. Каждый из них был уникальным и каждый был произведением искусства! Почти сразу все крупнейшие фирмы-производители духов заключили с ним контракты – и мир наполнился новыми шедеврами; каждый из них мгновенно становился раритетом. Кстати, в наши дни эксклюзивное право на уникальное стекло от Дома Lalique имеет только Nina Ricci, в частности, в таком флаконе выпускается аромат L'air du temps. В 1910 и 1918 годах Лалик, приобрел два завод по производству изделий из стекла и вскоре стал еще и успешным фабрикантом. 
И снова необычный поворот. Снова дерзкий и небывалый проект: он решил производить украшения для авто! Стеклянные талисманы, закреплявшиеся на радиаторе получили название mascottes. Специально для принца Галлийского Лалик сделал великолепную фигурку в виде скачущей борзой, а для знаменитой модели Рене Ситроена Citroen 5CV – фигурки пяти лошадей. Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего 30 этих маленьких шедевров, которые, в буквальном смысле, ценятся на вес золота.
К Выставке Декоративных искусств в Париже в 1925 году Рене Лалик решил попробовать свои силы уже в архитектуре: созданный им 15-метровый стеклянный фонтан "Родники Франции", украшенный прозрачными кариатидами, стал очередной сенсацией. За ним последовали монументальные люстры столовой первого класса для роскошного корабля "Нормандия", отделка пульмановских вагонов для Международной компании спальных вагонов, уникальные по декору двери зала приемов во дворце японского принца Асака Ясухико, – сегодня это музей Тейен в Токио. Авторитетный в то время знаток декоративного искусства Калуст Гюльбекян собрал в Лиссабоне редкие произведения Лалика и создал специальный Фонд, в котором до сих пор действует постоянная экспозиция.
К счастью, после смерти Рене Лалика (1945) дело отца талантливо продолжил его сын Марк. Достойный продолжатель традиций своего гениального отца, он отдавал предпочтение хрусталю, полюбив его за особый звон и прочность. Знаменитая "Голова коня" работы Марка стала символом минимализма 50-х. Он ввел в семейный бизнес новые технологии и вещицы от Lalique засверкали новыми гранями. Со дня основания фирмы и по сей день все операции по производству стекла на заводе в Эльзасе выполняются вручную, а профессии стеклодува и шлифовальщика, здесь передаются по наследству. Главный приоритет отдается качеству, и если в прозрачной массе будет замечен хоть один пузырек воздуха, готовое изделие безжалостно разбивают.
В 1977 году Марка Лалика сменила его дочь, Мари-Клод. Став главным художником семейного предприятия, она не только возобновила выпуск продукции, разработанной великим дедом, но и создала тончайшие жаккардовые шали, муслиновые платки, сумочки и пояса. В 1992 году состоялась презентация собственных духов Lalique de Lalique и Nilang de Lalique в оригинальных хрустальных флаконах. 
Благодаря Мари-Клод в Доме появился уникальный хрустальный зоопарк bestiaire или "сказки живого мира". 
Сегодня ежегодно дом Lalique выпускает не менее трех коллекций и все они раcкупаются уже в процессе изготовления. Многие модели создаются лимитированными сериями по 99 экземпляров. После того, как отлит последний шедевр, форма уничтожается, а в каталогах фирмы пишут: "тема исчерпана". Такую модель можно купить разве что на аукционах. Сегодня Lalique - это не только забавные декоративные вещицы, но еще и бокалы, графины, стильные столовые приборы, изящные и удобные флаконы для ванной, хьюмидоры для дорогих сигар, пепельницы, подставки для книг, наручные часы, вазы, кубки и многое другое.


А теперь просто любуйтесь
























Эволюция флакона с 1948 года до наших дней






Источники:
http://ana-lee.livejournal.com/228923.html
http://www.liveinternet.ru/tags/%CB%E0%EB%E8%EA/
http://www.renelalique.com/biography.php

1 комментарий: