Мой блог о путешествиях

воскресенье, 10 мая 2020 г.

Вена: собор Святого Стефана, Штефансдом или просто Steffi (Австрия)


Кафедральный собор Святого Стефана (Stephansdom, ласково Steffi) - это главная достопримечательность и символ австрийской столицы, с которого обычно начинается знакомство с городом.
Его история восходит к 1137 году, когда маркграф Леопольд IV заложил на месте нынешней Stephansplatz первую приходскую церковь в романском стиле. Через десять лет ее освятили в честь Святого Стефана, а в 1230-1245 - расширили к западу. 
Схема строительства собора XIII-XIV вв
В 1258 году в городе случился пожар, и от первой церкви осталась только западная стена с порталом "Врата Гигантов" и двумя "Языческими" башнями (все они сохранилась до сих пор). К ней сразу пристроили следующую церковь и освятили в 1263 году.
К 1300 году древний храм стал уже слишком мал, и прихожане решили добавить к нему новые хоры. Благородному начинанию мешал только жилой дом за восточной церковной стеной. Переговоры длились четыре года. В 1304 году сделка была завершена, дом снесен и стройка хоров началась. 
23 апреля 1340 года в первое воскресенье после Пасхи епископ Пассау Альберт II освятил новые трехнефные хоры, которые получили название Альбертовы и были посвящены Богоматери (северный неф), Святому Стефану (центральный неф) и двенадцати апостолам (южный неф). День освящения хоров празднуется до сих пор. 
Романские башни и портал, 1230—1245
Вторая церковь , 1263
Альбертовы хоры, 1304—1340
Перестройка при Рудольфе IV, c 1359
Собор Святого Стефана
Новый этап Штефансдома начался 7 апреля 1359 года, когда первый австрийский эрцгерцог Рудольф IV заложил на месте Южной башни камень в основании нового собора. По задумке архитектора, готическая постройка была воздвигнута вокруг старой романской церкви, которую разобрали только в 1430 году. Исключение составили прекрасно вписавшиеся в новое здание готические Альбертовы хоры.
Колокол «Пуммерин»

Строительство Южной башни было завершено в 1433 году (Stefansturm, 136,44 м, самая высокая башня Европы на момент окончания строительства), к 1474 году - был полностью перекрыт свод, а в 1450 - заложена Северная башня (Adlerturm, "Орлиная башня", 68,3), которая так и осталась недостроенной из-за остановки строительства в 1511 году. В 1578 году на вершину башни был помещен "купол эпохи Возрождения", который  в честь архитектора Ганса Сафоя прозвали Сафойским капюшоном. Сегодня в обеих башнях открыты смотровые площадки. В Южной башне на нее ведет 343 ступеньки (09:00-17:30, вход - 6 евро), а в Северной - оборудован лифт (09:00 до 17:30, билет - 6,5 евро).
Штефансдом после пожара в апреле 1945 года
Во время Второй мировой войны храм почти не пострадал, но был сильно разрушен пожаром 11 апреля 1945 года (местные мародеры подожгли соседние лавки и огонь перекинулся на собор). В результате разрушения башни упал легендарный колокол «Старый Пуммерин» (Pummerin, самый большой колокол Австрии, вес 22,5 т, диаметр 3,14 мотлит в 1683 году из 180 турецких пушек, захваченных во время второго турецкого нашествия), а средневековые интерьеры полностью погибли в огне.
Собор был восстановлен благодаря труду и пожертвованиям добровольцев. Из осколков Старого Пуммерина в 1951 году был отлит Новый Пуммерин (звонит 11 раз в год только по великим праздникам, расположен в Северной башне). Службы возобновились к 689-й годовщине освещения храма (23 апреля 1953 года), а реставрационные работы длились вплоть до 1960 года. В 80-е годы прошлого века был начат второй этап полномасштабной реставрации, который продолжается до сих пор. На сегодняшний день Штефансдом является одним из главных готических сооружений Австрии, которое так же служит австрийским нулевым километром (от него отсчитываются все расстояния в стране).
Вид на Штефансдом и Северную башню
Здесь расположен Новый Пуммерин - второй по величине 
свободно-раскачивающий звонящий церковный колокол в Европе и седьмой в мире.
Сейчас в звоннице собора 23 колокола - 20 из них используются, и у каждого своя роль. Есть колокол для заупокойной службы и особый «пивной колокол», отмечающий закрытие пивных. Часы отбивают два исторических колокола (отливки 1449 и 1772 года), пережившие пожар 1945 года. Для ежедневного перезвона используются 11 колоколов с электрическим приводом (с 1960 года), расположенные в Южной башне.
Вид на Штефансдом и Южную башню, которая во времена Габсбургов оставалась самой высокой
 на всей территории Австро-Венгрии. Строить выше было запрещено.
В 1864 году на шпиле башни был водружен новый крест и орел с инициалами и девизом Франца-Иосифа
Интерес представляют также две  Языческие (Романские) башни (высота ок. 66 метров),  которые достались собору от самой первой романской церкви XIII века. Их венчают образы Святого Стефана и Святого Лаврентия. Силуэты святых на верхушках башен выполнены из толстых медных пластинок. 
На фасаде расположены Романские или Языческие башни
Визитной карточкой собора, по праву, считается его крыша, построенная в 1440 году. Первоначально деревянный каркас был покрыт черепицей традиционного красно-терракотового цвета. Точная дата появления первых узоров историкам не известна, но уже к концу XV века крыша была украшена орнаментом из разных оттенков терракоты. Постепенно начали добавляться все новые цвета, и сейчас крыша Штефансдома покрыта 230 тысячами разноцветных керамических плиток в форме “бобрового хвоста”. Из них выложен орнамент и два орла - национальный герб Австрии и герб города Вены. 
За время своего существования крыша неоднократно повреждалась и обновлялась. Ее перекладывали после землетрясения 1590 года и турецкой осады 1683, а в 1831 году на ней появился рисунок с орлами. Полностью обновить крышу пришлось после ее обрушения во время пожара 1945 года. Тогда же деревянные стропила заменили на стальную конструкцию. 
Длина кровли - 110 м, высота - 37,85 м, наклон местами достигает 80°.
Это помогает дождевой воде эффективно промывать черепичную кровлю
Поначалу Штефансдом был обыкновенной приходской церковью со скромным интерьером, и только став в 1469 году кафедральным собором, постепенно стал приобретать нынешний помпезный облик. Сначала появились уникальные балдахины, кафедра и купель, потом орган и витражи. В XVII веке была проведена реконструкция в стиле барокко. Установлен новый главный (1647) и два боковых алтаря, написаны новые образы Богоматери (1693, 1697), привезена из Пёча (село в Венгрии) главная реликвия - чудотворная Пёчская икона Девы Марии (1676).
Пёчская икона Девы Марии (1676) под балдахином Эксля (XVI)
Собор имеет три нефа. Главный посвящен Христу, Святому Стефану и всем святым, южный (Апостольский, мужской) – 12 апостолам, северный (женский) – Богоматери. Своды поддерживают готические колонны. Внутри расположено около двадцати алтарей и боковых капелл, множество скульптур, великолепная резная кафедра, мраморная усыпальница Фридриха III, ценнейшие произведения искусства и церковные реликвии.
При посещении собора можно бесплатно прогуляться по северному нефу, осмотреть капеллы, поставить свечку или помолиться возле чудотворной иконы, но если вы захотите пройти в главный и южный неф, то для этого необходимо купить билет (6,5 евро) и оставить паспорт в залог за аудиогид с буклетом
Чтобы купить свечку необходимо бросить монетку в металлический бокс и взять свечку в коробке.
Никаких киосков в католических храмах нет. Все на доверии и самообслуживании.
Капелла Святого Креста относится к старейшим постройкам собора (1359 год)
Усыпальница принца Евгения Савойского ( саркофаг 1757-58)
У распятого Христа борода сплетена из натуральных волос и, по легенде, до сих пор растет.
Боковые алтари собора расположены под сенью резных готических балдахинов. Самый старый и знаменитый из них балдахин Пуххайма, обрамляющий алтарь Святого сердца (первый с левой стороны). Этот балдахин был изготовлен по заказу Элизабет фон Пуххайм в 1434 году, а картина с изображением Христа относится к XVIII веку.
Алтарь Святого сердца (XVIII) с балдахином Пуххайма (1434)
Достопримечательности Штефансдома удобнее всего осматривать с аудиогидом 
Главный алтарь из черного, серого и белого мрамора работы братьев Покк был освящен в 1647 году. Он занимает почти всю высоту готического хора и символизирует "Побивание камнями Святого Стефана" (Стефа́н Первому́ченик - первый христианский мученик, был побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года). Считается, что это первый венский алтарь, созданный в стиле барокко. Он обрамлен четырьмя фигурами святых (Леопольд и Флориан - покровители Вены, Рохус и Себастьян - защитники от чумы) и увенчан статуей Девы Марии, смотрящей на небо, где Христос ожидает Стефана. 
Центральный неф
Центральный неф и Главный алтарь (1641-1647) 

По бокам от алтаря расположены высокие витражные окна, 

которые частично сохранились со времен средневековья
Алтарь обрамлен четырьмя фигурами святых и увенчан статуей Девы Марии,
смотрящей на небо, где Стефана ожидает Христос
Левая сторона центральных хоров
Барочные скамьи
 для членов кафедрального капитула, украшены барельефами папы римского Павла II,
императора Фридриха III и венских епископов (первая половина XVII века, проект Якоба Покка)
Слева от Главного алтаря в самом конце северного нефа расположен великолепный деревянный Винер-Нойштадтский алтарь, созданный в 1447 году по заказу Императора Фридриха III для цистерцианского аббатства Виктринг. Он представляет собой складень, имеющий три варианта презентации - будничный, воскресный и праздничный. По будням он стоит с полностью закрытыми створками, на которых в восьми квадратах изображены "тройки" святых. В воскресные дни алтарь приоткрывают частично, и на его крыльях появляется еще 16 квадратов со следующими "тройками". Таким образом получается 24 квадрата с 72-мя святыми (их имена можно почитать здесь). Но самый красивый вид он имеет в праздничные дни, когда створки открыты полностью, а на них с помощью раскрашенных позолоченных фигур изображен весь жизненный путь Девы Марии (по правилами цистерцианского ордена в скульптурной форме разрешалось изображать только деву Марию и Христа). 
Я бывала в соборе несколько раз и никогда не видела его в сложенном состоянии. Возможно, теперь правило трех вариантов уже не работает, или мне просто везло!
Так Винер-Нойштадтский алтарь выглядит в праздничные дни
Он назван по имени города, в цистерцианском монастыре которого находился с 1786 по 1883 год.
В 1883 году он был приобретен для Штефансдома
А так Винер-Нойштадтский алтарь выглядит в выходные (слева) и будни (справа)
С левой стороны центрального нефа возле колонны расположен барочный Der Alte Frauenaltar (дословно алтарь Старых женщин, XVII). В его центре размещена картина "Мария на солнце" датированная 1493 годом. 
Изображение "Мадонна на солнце" (1493) основано на гравюре Шонгауэра «Мадонна с яблоком».
Барочный Der Alte Frauenaltar (дословно алтарь Старых женщин, XVII)
На картине ангелы держат частную корону Фридриха III над головой Девы Марии
Тот же сюжет повторяется и в барочном обрамлении алтаря.
В соборе святого Стефана нашли свое последнее пристанище многие известные люди, в том числе император Фридрих III. Его гробница находится в Апостольском хоре справа от Главного алтаря.
Строительство гробницы императора Фридриха (1415 - 1493) продолжалось около полувека и началось за 25 лет до его кончины. Впечатляющий саркофаг сделан из необычно плотного красного мрамора из карьера Аднет. На верхней плите усыпальницы, созданной Никласом Герхертом ван Лейденом (самый известный скульптор Северной Европы XV века), изображен император Фридрих в его коронационных регалиях, окруженных гербами всех его владений. После смерти архитектора (1473) работу над саркофагом продолжил Макс Вальмет, который выполнил боковые барельефы и Михаэль Тихтер, создавший балюстраду. 
 "Гробница Фридриха III" (1493) богато украшена барельефами (более 240 фигур и 32 герба)
Постамент саркофага украшают мифические существа - символы грехов императора,
а рельефы, идущие по стенам, - это его добрые дела. 
Когда в 1493 году император умер, саркофаг еще не был завершен, и следующие 20 лет его останки покоились в склепе под центральным хором. Торжественное захоронение произошло 12 ноября 1513 года.
Особую художественную ценность представляет 8-ми тонная крышка саркофага
Рассмотреть ее могли только избранные, поднявшись по специально оборудованным ступенькам
В 2019 году ученые исследовали могилу императора, которая на тот момент осталась последней нетронутой в Европе. Заглянуть в середину удалось с помощью миниатюрных камер. Внутри, кроме тела монарха, были обнаружены корона, скипетр, держава, чеканные монеты, большое распятие с фигурой Иисуса Христа и остатки материи.
Внутри саркофага были обнаружены корона, скипетр и держава
В правой части собора в основании Южной башни находится крестильная капелла Святой Екатерины. В ней расположен деревянный средневековый алтарь и установлена 14-гранная купель, созданная в 1481 году.  Купель является шедевром средневекового искусства. Ее чаша украшена барельефами Христа, Иоанна Крестителя и 12 апостолов, а основание - четырьмя фигурами евангелистов.
Алтарь капеллы Святой Екатерины (ок.1400 года)
Святая Екатерина изображена с мечом и колесом - атрибутами ее мученической смерти в IV веке 
Крестильная купель в капелле Святой Екатерины(1481)
К выдающимся произведениям средневекового искусства относится и позднеготическая кафедра епископа (или кафедра Пи́льграма, которому первоначально приписывалась авторство шедевра), которая в XV веке была вырезана из трех искусно соединенных блоков песчаника. Согласно последним исследованиям ее автором возможно был Никлас Герхерт ван Лейдену - автор саркофага Фридриха III.
Кроме резного декора она богато украшена фигурами разной величины. Сверху четыре крупные статуи Учителей церкви, на основании более мелкие скульптуры апостолов, на перилах лестницы чередуются изображения ящериц и жаб (аллегория борьбы добра со злом, где ящерицы - это добро), а из колонны под лестницей выглядывает неизвестный скульптор. Для естественного усиления звука кафедра пристроена к колонне в начале главного нефа.
Ограждение перил украшает декоративный орнамент из катящихся колес.
Колеса с тремя спицами  символизируют Святую Троицу и катятся вверх.
Колеса с четырьмя спицами символизируют все земное и катятся вниз.
Скульптурные портреты Учителей церкви символизируют 4 возраста и темперамента: Святой Амвросий - юный сангвиник, Святой Иероним - старый холерик, Григорий Великий - зрелый флегматик, Святой Августин - молодой меланхолик.
Слева-направо:
Святой Августин - молодой меланхолик, папа Григорий Великий - зрелый флегматик,
Святой Иероним - старый холерик, Святой Амвросий - юный сангвиник
Между бюстами Учи́телей церкви и на стойках нижней части кафедры расположены фигуры 12 апостолов
Под лестницей расположен автопортрет неизвестного скульптора, известный как "выглядывающий из окна"
Аллегория борьбы добра со злом. В нашем случае - ящериц с жабами
В заключение хочу показать еще несколько скульптур, которые показались мне интересными.
В апостольском нефе расположена Мадонна-покровительница прислуги (1340) - 
одна из выдающихся скульптур высокой готики, которая первоначально была ярко раскрашена  
Апостол Фаддей (один из 12 апостолов)
Детали надгробий
Барочные алтари украшены статуями святых
Пост, как всегда, получился длинным, при этом я рассказала далеко не обо всех сокровищах собора. А ведь еще можно спуститься в катакомбы (только с экскурсией) и подняться на обе башни. Меня хватило только на Северную, потому что там лифт, а ведь Южная в два раза выше!

Полезная информация

Stephansplatz, 1010 Wien
Часы работы:
Пн-Сб  06:00 - 22:00  
Вс   и праздничные дни 07:00 - 22:00 
Тур с аудиогидом - 6,50 евро (23 языка, 40 минут)
Пн-Сб  9:30 - 11:30 и 13:00 - 16:30
Вс  и праздничные дни 13:00 - 16:30   
Лифт к колоколу «Пуммерин»  - 6,50 евро
ежедневно, 09:00 - 17:30
Подъем на «Южную башню» - 6,00 евро
ежедневно, 09:00 - 17:30
Катакомбы - 6,50 евро (30 минут)
Пн-Сб  10:00 - 11:30 и 13:30 - 16:30
Вс  и праздничные дни 13:30 - 16:30   
Единый билет - 16,90 евро

2 комментария:

  1. Спасибо, Ирина! Очень интересно и познавательно!Просто удивительно, как фонтанировали творческие умы бесподобными идеями, создавая столько красоты!! Не возможно даже сравнивать с современной архитектурной и художественной мыслью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Особенно хороши в этом смысле церкви и соборы. Хожу туда, как в музей!

      Удалить